Легкие акробатические упражнения для начинающих: характеристика, виды и техника выполнения

Содержание

Легкие акробатические упражнения для начинающих: характеристика, виды и техника выполнения

Акробатические упражнения

Акробатические упражнения не только выглядят красиво в действии, но и значительно улучшают физические возможности человека. В этой обзорной статье рассмотрены простейшие акробатические элементы, которые входят в основы физкультуры и формируют базу гимнастики.

  • Суть акробатики
  • Виды упражнений
  • Основные группы
    • Динамические упражнения
    • Статические упражнения
    • «Ласточка»
    • «Корзинка»
    • «Продольный шпагат»
    • «Поперечный шпагат»
    • Для малышей (1-4 класс)
    • Для подростков (5-8 класс)
    • Для старшеклассников (8-11 класс)

    Суть акробатики

    —>Акробатика как умение доступна далеко не каждому, поэтому ею начинают заниматься с детства. Это разновидность спортивной активности и особый вид гимнастики, который направлен на развитие определённых физических характеристик человека, а именно:

    Акробатические упражнения

    • силы;
    • балансировки;
    • ориентировки в пространстве;
    • гибкости;
    • ловкости;
    • прыгучести;
    • точности движений;
    • скорости совершения действий;
    • тренировки вестибулярного аппарата.

    Помимо физических характеристик, воспитываются и психологические качества:

    • исполнительность;
    • организованность;
    • ответственность;
    • смелость;
    • осторожность;
    • решительность;
    • сила воли;
    • согласованность с партнёром.
    • как базовые элементы на уроках физкультуры в школе;
    • в составе общеукрепляющих спортивных упражнений;
    • в комплексе занятий, связанных с похудением;
    • в профессиональной подготовке спортсменов различных направлений – от гимнастов, до пловцов и хоккеистов.

    Важно! Акробатика является базой для любой физической активности. Она включает элементарные упражнения, доступные к выполнению практически каждым. По мере развития навыков и улучшения физической подготовки они значительно усложняются.

    Занятия акробатикой увеличивают мышечную силу и растяжимость мышц, укрепляют мышечный корсет, сердечно-сосудистую систему и суставно-связочный аппарат, что позволяет усовершенствовать двигательные способности и достичь хорошего физического развития.

    Весь комплекс акробатических упражнений имеет разделение на 3 больших блока:

    Акробатические упражнения

    • балансировку;
    • прыжки;
    • бросковые упражнения.

    Занятия всегда начинаются с подготовительной части, в которой есть разминка и разогревание мышц. После этого наступает основная часть с выполнением непосредственно акробатических умений.

    Для начинающих это элементарные упражнения вроде мостика, кувырков и шпагата. По мере освоения простые упражнения усложняются от уровня к уровню. Заканчивается занятие разминкой, когда даются расслабляющие упражнения, при выполнении которых мышцы отдыхают.

    Виды упражнений

    В каждый из 3-х блоков акробатических умений входят конкретные специальные задания. Так, к балансированию, суть которого состоит в том, чтобы сохранять собственное равновесие или уравновешивать партнёра, относятся такие виды упражнений:

    • одиночные — простые и усложнённые шпагаты, мостики и стойки; Одиночные виды упражнений акробатики
    • парные — упражнения для двоих, когда один из партнёров (обычно тот, который снизу), уравновешивает и себя, и партнёра сверху; Парные виды упражнений акробатики
    • групповые — сюда входят пирамиды, выстроенные группой партнёров от трёх человек и более. Групповые виды упражнений акробатики

    Блок акробатических прыжков подразумевает подпрыгивания, которые сопровождаются вращательными или полувращательными движениями тела, а также с использованием опоры и без неё. В блок входят:

    • перекаты;
    • кувырки;
    • полуперевороты;
    • перевороты;
    • сальто.
    • броски партнёра;
    • ловлю партнёра.

    Знаете ли вы? В древности сальто называлось «вальто мортале», что переводится с итальянского как «смертельный прыжок». Тогда это упражнение действительно считалось смертельным и выполнялось кувырком в воздухе с подкидного трамплина.

    Основные группы

    Все акробатические упражнения можно разделить на две большие группы — те, которые выполняются в динамике, и статического характера.

    Динамические упражнения

    Динамические акробатические элементы выполняются в движении и представляют собой вращение тела спортсмена. Оно (равно как и переворачивание через голову) может быть как полным, так и частичным.

    Касательно наличия опоры или её отсутствия переворачивание бывает:

    • с опорой (кувырки);
    • с промежуточной опорой (перевороты);
    • без опоры (сальто).

    Рассмотрим подробнее каждое упражнение из динамической группы:

    1. Перекат. При выполнении этого элемента происходит поочерёдное касание опоры какой-либо вращающейся частью тела, однако переворачивания через голову не происходит. Может исполняться с прогибом и без, поодиночке и в группе, вперёд, назад и в стороны. Перекат
    2. Кувырок. Тело последовательно переворачивается через голову. Это происходит неотрывно от пола и сопровождается поочерёдным касанием опоры отдельными частями тела. Кувырки бывают как по направлению вперёд, так и назад или в сторону. Осуществляются соло, парно и в группе. Кувырок
    3. Движение дугой или разгибом. Для этого элемента характерно, что акробат из лежачего положения переходит в стойку на ногах. Согнувшись в лопатках и перенеся на них упор. Движение дугой или разгибом
    4. Сальто. Так называется полное переворачивание в воздухе через голову без опоры. Может выполняться соло и в паре; вперёд, назад и в сторону. Сальто
    5. Полупереворот (без полного вращения тела). Происходит перепрыгивание с одной части тела на другую: например, с ног на руки и обратно. Полупереворот
    6. Переворот. Выполняют с полным переворачиванием через голову, но опоры касаются только конечности — руки и ноги или только руки. Может осуществляться по направлению вперёд или назад, стоя на одном месте или в движении с разбегом. Переворот

    Знаете ли вы? Наиболее значимый фактор снижения гибкостиэто не старение организма, а сидячий образ жизни, когда мышцы атрофируются.

    Статические упражнения

    Эта группа содержит упражнения, которые выполняются без движения, в статическом положении, и заключаются в поддержании тела так, чтобы оно приняло определённую позу, и в сохранении его равновесия.

    К статической группе относятся:

    1. «Шпагат». Это поза, когда обе ноги образуют одну линию, либо одна подаётся вперёд, а другая — назад (либо обе ноги — в стороны). Требуется хорошая мышечная растяжка. Выполняется сидя на полу или при поддержке партнёра. Статическое упражнение «Шпагат»
    2. «Мост». Название говорит само за себя. Надо прогнуться назад «мостообразной» дугой (при помощи согнутых в локтях рук. Ноги тоже согнуты Спина при этом «смотрит» в пол. Статическиое упражнение «Мост»
    3. «Стойка». Так называют позу, когда тело находится в статической позе вниз головой с упором только на руки или на руки и голову. Статическое упражнения «Стойка»

    Вам также полезно будет узнать о комплексе утренней гимнастики, а также что такое игровой стретчинг.

    Условия и инвентарь

    Занятия по акробатике проводятся в спортивном или гимнастическом зале, в котором должны быть соблюдены следующие условия:

    Акробатические упражнения

    • температура в помещении от +15 ℃;
    • влажность воздуха до 40%;
    • освещение от 200 лк.

    Все обучающиеся должны быть одеты в спортивную форму и иметь специальную обувь для занятий акробатикой. Одежда должна соответствовать следующим требованиям:

    • лёгкая, из натуральных тканей;
    • удобная, не стесняющая движений;
    • под одежду на область живота надевается бандаж в виде резиновых лент / пояса.

    Важно! Чаще всего костюм акробатов представляет собой хлопковые майку и трусы или гимнастический купальник для девушек и гимнастические майку и спортивные брюки для юношей. Такая форма не стесняет движения и позволяет тренеру увидеть, правильно ли выполняются все комбинации.

    Гимнастические тапочки

    Обувь для занятий шьётся специальная. Это ботинки из мягкой кожи, парусины или брезента с мягкой выворотной кожаной подошвой. Используются именно ботинки, а не туфли, так как защищают голеностопный сустав от растяжения и травм. В противном случае травм плеча, шеи и головы партнёра при выполнении стоек, а также парных или групповых упражнений не избежать. Как вариант обуви могут использоваться гимнастические тапочки. Обязательным инвентарём в гимнастическом зале для занятий акробатикой являются:

    • гимнастический мат;
    • дорожка для прыжков из войлока и обшитая брезентом;
    • рейнское колесо — представляет собой два обруча, скреплённых скобами;
    • брусья;
    • батут;
    • трамплин;
    • потолочные и ручные лонжи — длинные верёвки, использующиеся в качестве страховки (нужны для выполнения особо трудных элементов);
    • бублики и фетровые шапочки — дополнительные элементы для выполнения стоек на голове.

    Знаете ли вы? Абсолютно все травмы возникают от недостатка гибкости и дефицита растяжки.

    Функции акробатики

    Акробатические занятия, в первую очередь, выполняют такие 2 основные функции:

    Акробатические занятия

    1. Усовершенствование двигательной сферы человека, что позволяет оздоровить организм, улучшить собственные физические возможности. Тогда практически любой вид физической деятельности, даже если он не связан напрямую с акробатикой, становится по силам.
    2. Создание зрелищности, что выводит акробатику на более сложный уровень спортивной дисциплины и циркового искусства, а также выступает как незабываемое зрелище для зрителей (особенно если движения совершаются под музыку).

    Помимо вышеперечисленных функций, эта разновидность гимнастики:

    • улучшает физическую форму;
    • тренирует все мышцы тела;
    • совершенствует контроль над телом;
    • укрепляет сердце и сосуды;
    • способствует повышению иммунитета;
    • нормализует метаболические процессы;
    • формирует правильную и красивую осанку;
    • позволяет поддерживать тело в спортивной форме и не набирать вес;
    • создаёт эстетически привлекательный внешний вид тела.

    Важно! Никогда не приступайте к выполнению «шпагата» без хорошего разогрева, иначе данная попытка будет чревата травмами, растяжением или даже разрывом мышц.

    Упражнения для начинающих

    Не все акробатические элементы являются сложными в исполнении. Простейшие могут выполнять не только дети, но даже взрослые без специальной длительной подготовки (достаточно иметь растяжку).

    «Ласточка»

    «Ласточка» — базовое упражнение, которое входит в школьные уроки физкультуры. Его суть заключается в умении длительное время удерживать равновесие, стоя на одной ноге.Существует более простой способ выполнения, который подходит начинающим взрослым, и более сложный — для детей.

    • встать на четвереньки, опереться локтями в пол, держа их под прямым углом и строго под плечевыми суставами;
    • одну ногу отвести назад и распрямить так, чтобы нога, спина и голова образовывали прямую линию;
    • замереть на 5 секунд;
    • упражнение можно усложнить отведением ноги ещё выше, чтобы стопой можно было коснуться головы.
    • встать, держа спину ровно, а колени — прямыми;
    • одну ногу, втягивая колено и держа её прямой, отвести назад;
    • наклонить туловище вперёд, спина ровная;
    • руки развести в стороны (они должны быть с туловищем в одной плоскости);
    • удерживаться на одной ноге (другая нога и спина должны образовать прямую линию);
    • сохранять равновесие, не сгибая колено и спину;
    • задержаться в позиции на 5 секунд;
    • со временем можно увеличивать время нахождения в позиции.

    Видео: техника выполнения упражнения «Ласточка»

    «Корзинка»

    При выполнении этого элемента растягиваются передние мышцы бёдер и туловища. Поступать следующим образом:

    • занять позицию «лёжа на животе»;
    • согнуть ноги в коленях, подняв ступни в сторону головы;
    • приподнять голову и грудную клетку над полом, дотянувшись руками назад к ногам и обхватив ладонями ступни;
    • потянуть ноги к голове, прогибаясь в спине;
    • таз держать на полу, а бёдра, верхнюю часть живота и грудную клетку попытаться оторвать от пола, образовывая телом так называемую корзинку.

    Видео: техника выполнения упражнения «Корзинка»

    «Продольный шпагат»

    Берёт своё начало в гимнастике. На первый взгляд, оно кажется простым, однако для его выполнения требуется хорошая растяжка мышц. Достичь такого уровня невозможно за несколько занятий. Чем старше человек, тем тяжелее растягиваются его мышцы. Понадобятся несколько недель планомерных тренировок, чтобы освоить данное упражнение.

    Техника выполнения «шпагата» довольно проста:

    • приступать к упражнению можно только после активной разминки;
    • одной ногой встать на колено, а другую вывести вперёд, согнув её в коленном суставе под прямым углом;
    • принять положение «упор ладонями в пол»;
    • ногу, которая стоит коленом на полу, медленно отвести назад, стараясь выровнять колено;
    • переднюю ногу постепенно выводить вперёд, тоже выравнивая колено;
    • совершать пружинистые покачивания вверх-вниз при выравнивании колен и разведении ног.

    Видео: техника выполнения упражнения «Продольный шпагат» Цель «шпагата» — полностью сесть на пол, чтобы ноги, разведённые в противоположные стороны, лежали на полу, образовывая одну сплошную ровную линию. Когда будет достигнута необходимая растяжка, пружинистые покачивания не понадобятся, и вы сможете на шпагат сесть сразу.

    Знаете ли вы? Существует миф: для того, чтобы сесть на шпагат, достаточно просто регулярно растягивать мышцы. Это не совсем так, ведь мышечные волокна, лишённые тонуса, тянутся гораздо хуже. Поэтому нужно чередовать растяжку и силовые упражнения.

    «Поперечный шпагат»

    По технике выполнения практически такой же, как и продольный, только ноги расходятся прямой линией в стороны по бокам от туловища, а не вперёд-назад.

    Техника выполнения почти одинаковая:

    • после разминки присесть на корточки;
    • сделать упор ладонями в пол;
    • развести ноги в стороны, выравнивая колени;
    • стараться опускать таз как можно ниже к полу, пока полностью не сядете;
    • если между тазом и полом остаётся промежуток, сделать несколько пружинистых движений, затем принять исходную позицию.

    Видео: техника выполнения упражнения «Поперечный шпагат» Когда растяжка будет достаточной для того, чтобы полностью сесть на шпагат, становиться на колени или на корточки будет не обязательно. Вы сможете из позиции «стоя на прямых ногах» просто «разъезжаться» в шпагат.

    После того как растяжка станет хорошей, и вы освоите продольный и поперечный «шпагаты», многие другие акробатические упражнения покажутся лёгкими, так как большинство из них выполняются на основе вышеописанных базовых элементов. Все эти базовые упражнения используются также и в гимнастике.

    Организация акробатических занятий в школе

    Многие базовые акробатические упражнения входят в школьную программу уроков по физкультуре для детей, так как довольно просты в исполнении и обеспечивают гармоничное физическое развитие школьников от первых до выпускных классов.

    Для малышей (1-4 класс)

    Занятия для детей младших классов направлены на формирование умения группироваться, владеть своим телом, держать равновесие и подразумевают выполнение простых упражнений:

    1. Группировка — положение тела полусогнутое, колени подтянуты к плечам и слегка разведены, чтобы голова была между колен, ладони обхватывали колени спереди, а локти прижаты к туловищу. Это основа многие других акробатических элементов.
    2. Перекаты — нужны для того, чтобы подвести ученика к выполнению кувырков.
    3. Кувырки — вперёд, назад и в сторону.
    4. Стойка на лопатках, и колени согнуты.
    5. «Берёзка» — стойка на лопатках с ровными ногами.
    6. «Мостик» — поднятие происходит с пола, после усложняется через опускание руками по стене.
    7. Висы на перекладине.
    8. Прыжки через скакалку.
    9. Прыжки в длину с места и с высоты.
    10. Перепрыгивание через бревно.

    Видео: акробатическе упражнения для малышей

    Для подростков (5-8 класс)

    • «мост» — выполняется из позиции стоя, прогибаясь в спине назад;
    • лазанье по канату;
    • прыжки через коня или козла;
    • двойные и тройные кувырки вперёд-назад;
    • «берёзка», выполняемая после кувырка вперёд;
    • размахивание на брусьях;
    • стойка на голове с согнутыми ногами в коленях и с упором на голову и кисти;
    • кувырок назад с выходом в полушпагат (когда одна нога прямо отводится назад, а вторая согнута в колене, таз опущен на согнутую ногу);
    • длинный кувырок через прыжок вперёд, когда касание пола головой происходит не менее чем в 60 см от носков.

    Видео: акробатические упражнения для подростков

    Для старшеклассников (8-11 класс)

    Акробатика для старшеклассников

    Задания уже более сложные и подразумевают, что юноши и девушки имеют определённый уровень физической подготовки — достаточную растяжку, силу и выносливость. Вот пример таких упражнений:

    • стойка на голове — ноги прямые; упор делается на макушку и кисти;
    • кувырок назад через стойку на руках;
    • усложнения «моста» поворотом на упор одним коленом;
    • кувырок после разбега из трёх шагов и прыжка;
    • кувырок с прыжком через преграду;
    • боковой переворот колесом.

    Занятия физкультурой, включающие акробатические элементы, должны проводится высококвалифицированным тренером и со всем надлежащим оборудованием. Обязательно соблюдение техники безопасности.

    Все сложные упражнения сопровождаются страховкой, поэтому акробатические группы должны быть небольшими — до 15 человек, чтобы тренер мог проследить за каждым обучающимся и оказать помощь в исполнении и подстраховать его.

    Знаете ли вы? Анатомические особенности позволяют мужчинам легче освоить поперечный шпагат, а женщинампродольный.

    Акробатика — вид спорта, которому легче всего обучиться в детстве. Он укрепляет организм, растягивает мышцы, повышает силу и выносливость. Однако это не только способ совершенствования физической культуры; это ещё и зрелищное представление, ведь акробатические трюки выглядят эстетически красиво. Базовые упражнения могут освоить люди любого возраста при достаточном упорстве и желании, однако в детстве они даются наиболее легко.

    Реферат на тему «Акробатика-спорт или искусство?»

    Реферат на тему

    Кугаевская Светлана

    Акробатика: спорт или искусство? Почему я выбрала эту тему?

    Эта тема пробудила во мне интерес к вопросу «Акробатика: спорт или искусство?» и я намерена узнать ответ на этот вопрос! Но что бы узнать ответ мне нужно прочитать много литературы, энциклопедий, словарей. Таким образам я не только узнаю ответ на этот вопрос, но и узнаю много интересного и познавательного. И мне не важно спортивная ли это акробатика, парашютная ли, или цирковая — она всё равно одна единственная на свете просто «акробатика». Акробатика делает занимающихся пластичными, ловкими, сильными. Движения акробатов легки, грациозны и уверенны. Акробатика помогает строить своё тело и владеть им.

    Многие учащиеся, когда их просят нарисовать акробатов, почему-то рисуют цирковых артистов. Я с ними не согласна, потому что считаю, что акробаты – это не только циркачи, но и прекрасные спортсмены. Изучая вопрос «Акробатика: спорт или искусство?», я постараюсь дать на него твёрдый ответ.

    Часть 1. История и понятие акробатики

    1.1. История возникновения акробатики

    В одной из песен «Одиссеи» Гомер рассказывал, как пирующих развлекали два прыгуна, которые, «соглашая со звонкою лирой прыжки … проворно скакали». Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за 2300 лет до н. э. Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками [рис.1], составной частью которых были акробатические упражнения.

    Рис.1. Игры с быками

    Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах. Подобные игры с быками, по-видимому, существовали в древности и у народов нашей страны: до сих пор в таджикской борьбе сохранилось название «бычий перекат».В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты — «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т. п.В 420 г. до н. э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость.

    В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров. Впервые технику акробатических упражнений попытался описать в специальном руководстве для акробатов-профессионалов Тюккаро. В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охарактеризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ряда акробатических упражнений.

    В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акробатические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская. Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам.

    На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами. В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.

    В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акробатов-любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров. Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.

    С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины. С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акробатики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 — международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В. Н. Волкова.

    В 1974 в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов. В 1975 в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.

    Большое влияние на развитие мировой акробатики оказали социалистические страны; начиная с 1957 г. проводятся традиционные соревнования по акробатике среди стран. Международная федерация по спортивной акробатике (ИФСА) была создана в 1973 г. Начиная с 1974 г. раз в 2 года проводятся чемпионаты мира по акробатике, а в промежуточные годы — Кубок Мира.

    1.2. Понятие акробатики

    Акробатика (греч. akrobatéo — хожу на цыпочках, лезу вверх) — комплекс различных гимнастических упражнений. В толковом словаре слово «акробат» объясняется не только, как человек, занимающийся акробатикой, но и просто как ловкий, быстрый человек. В настоящее время под акробатикой понимают спортивные, и прежде всего гимнастические (одиночные и групповые) упражнения, искусство ходьбы по канату, работу на трапеции, демонстрирующие смелость и мастерское владение телом. Акробатику нельзя отождествлять только с цирковым искусством. Цирковое искусство — это собирательное понятие, включающее в себя искусство варьете, кабаре, цирка, профессиональную акробатику (партерная акробатика, трапеции, балансирование, прыжки, акробатика с першем и т. д.). Для спортивной акробатики необходимы хорошая концентрация и координация всех навыков, хорошо развитое чувство равновесия и большая физическая сила.

    Так в наше время слова «акробатика» и «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости. В школьную программу по физической культуре в раздел «Гимнастика» также включена акробатика. На уроках физкультуры мы учимся выполнять перекаты, кувырки, различные стойки, гимнастический мост и другие элементы, что позволяет нам лучше владеть своим телом и управлять им. Действительно, акробатика помогает мне развиваться физически, бороться со страхом, у меня появилась и развивается сила воли.

    Часть 2. Характеристика и виды акробатики

    2.1. Характеристика акробатических упражнений

    Быстрое развитие акробатики и широкое её использование представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны. Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день.

    Второе направление в развитии акробатики — спортивное — связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России). С пола акробатические упражнения переносятся на снаряды.

    Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки. Среди них выделяются:

    ü перекаты – вращательные движения (напоминающие раскачивания на качелях) с последовательным касанием опоры различными частями тела без переворачивания через голову (например, перекаты на спине в группировке);

    ü кувырки – вращательные движения типа перекатов, но с переворачиванием через голову вперед или назад в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных и.п. в различные конечные положения;

    ü перевороты без фазы полета – движения тела вперед, назад или в сторону с переворачиванием тела через голову (переворот в сторону — «колесо»);

    ü перевороты с фазой полета – прыжковые движения с переворачиванием тела вперед или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот с места и с разбега, рондат, фляк и др.).

    Акробатические упражнения применяются в различных частях занятия в зависимости от поставленных задач. Чаще всего используются в разминке, так как способствуют подготовке суставов к выполнению более сложных движений. При разучивании сложных кувырков и переворотов необходимо использовать дополнительные маты, обязательную помощь и страховку.

    Акробатические упражнения делятся на три группы:

    1. Акробатические прыжки – перекаты, кувырки, перевороты, сальто. В различных соединениях они выполняются на акробатической дорожке, на снарядах (батут, качели) и с трамплина.

    2. Балансирования. К ним относятся упражнения в равновесии или уравновешивании: парные и групповые – стойки, стояния, седы, поддержки.

    3. Бросковые упражнения, связанные с подбрасыванием и ловлей партнеров.

    Далеко не все, кто смотрят соревнования по гимнастике, представляют себе, как долог и сложен путь спортсмена от тренировочного зала до арены крупных соревнований, какой кропотливый и нелегкий труд стоит за краткими секундами выступлений на арене. Сотни, тысячи раз повторяются на тренировках одни и те же движения, одни и те же комбинации. Причем тренируются не только мышцы, но и воля, воспитывается у спортсменов умение свободно держаться и не робеть перед трудностями, публикой и судьями.

    Выделят также специальные группы, работающие на ковре, выполняя упражнения на велосипеде, со снарядами (лестница, стулья, шест, доска и т. д.). Специальные группы, работающие в воздухе показывают упражнения на различных трапециях, на вертикально подвешенной штанге, на канате и т. д. Исполнение (и одежда) очень напоминает варьете, а из-за большого количества групп и дисциплин оценивать упражнения по акробатике очень сложно.

    2.2. Значение акробатических упражнений

    Физическое воспитание очень специфично. Наряду с оздоровительными и прикладными целями оно решает также задачи подготовки высококвалифицированных спортсменов. Разнообразны увлечения студентов, но особой популярностью среди них пользуются спортивные игры. Вы можете спросить: а при чём здесь волейбол, мы же говорим об акробатике? На примере подготовки волейболистов, я постараюсь раскрыть значение акробатики.

    Волейбол увлекательная игра, которая пользуется большой популярностью у людей различных возрастов и профессий. Она служит хорошим средством активного отдыха, способствует укреплению здоровья и разностороннему физическому развитию. Во время игры приходится наклоняться, приседать, прыгать, падать. Находясь в постоянном движении, игрок должен уметь в самых разнообразных положениях тела выполнять нацеленную передачу или точный удар по мячу. Для этого нужна сила, ловкость и хорошая ориентация в пространстве.
    Высокий уровень развития современного волейбола как вида спорта делает его одним из эффективных средств, всестороннего физического развития.

    Известно, что современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека. Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, но и по координационной структуре, способствуют развитию всех качеств человека: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармонических сочетаниях.

    Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов. Чтобы добиться мастерства, недостаточно играть только через сетку. Необходимо регулярные тренировки с мячом сочетать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, штангой, плаванием и, особенно, акробатикой.

    Акробатическая подготовка сделает волейболиста подвижным и ловким, научит не бояться скорости перемещения, мягко приземляться в падениях и бросках, свободно ориентироваться и выполнять нужные движения на земле и в воздухе. Другими словами, занятия акробатикой позволят быстро овладеть техникой игры с мячом и в дальнейшем успешно ее совершенствовать.

    Особенно возросло значение акробатической подготовки волейболиста на современном этапе развития этого вида спорта. Акробатические упражнения помогут занимающимся овладеть простейшими видами движений, наиболее рациональными и быстрыми способами вставания, с элементами самостраховки. Выполняя их, волейболисты будут развивать основные физические качества, такие, как ловкость, сила, гибкость и подвижность в суставах, координация движений и способность ориентироваться в пространстве. Прочное усвоение подводящих и подготовительных упражнений позволит в дальнейшем быстро и правильно овладеть более сложными движениями.

    Волейболистов необходимо обучать всем разновидностям самостраховки, а игровая ситуация и практический опыт подскажут им, какие падения и броски следует предпочесть. При совершенствовании падений и бросков после предварительного перемещения мягкость приземления обеспечивается использованием поступательного движения, которое гасится перекатом, кувырком или скольжением.
    Акробатическая подготовка должна прочно войти в учебно-тренировочный процесс волейболистов как одно из основных средств индивидуального физического совершенствования и повышения спортивного мастерства.

    Значение акробатической подготовки в то же время не исчерпывается только совершенствованием физических качеств. Она в известной мере содействует морально-волевой и психологической подготовке спортсменов.

    2.3. Виды акробатики

    § Цирковая акробатика

    Цирковая акробатика – это совокупность цирковых номеров, характеризующихся определенными средствами и только им присущими действенными признаками. В цирке акробатика занимает доминирующее положение. Акробатическими приемами владеют и гимнасты, и жонглеры, и даже клоуны. Виды цирковой акробатики можно подразделить на две группы:

    1. Динамическая (переворачивания тела: сальто, пируэты, перекаты).

    2. Статическая (сохранение равновесия в различных положениях).

    Виды цирковой акробатики постоянно изменяются и развиваются: прыжковая, силовая, конная, вольтажная, воздушная, пластическая, комическая, рейнское колесо — на этом снаряде исполняются спирали или прямые перекаты, а во время движения колеса — акробатические и гимнастические элементы (см в приложении). Рейнское колесо представляет из себя 2 обода из стальных трубок, соединенных между собой скобами, с захватами для рук и ног. В зависимости от веса спортсмена размеры колеса могут быть от 1,5 до 2,2 м в диаметре и от 0,4 до 0,6 м по ширине. Техника прямых перекатов на рейнском колесе состоит в том, что колесо должно двигаться с равномерной скоростью, а в определенном месте должно остановиться. При исполнении спиралей колесо касается пола только одним ободом и движется почти по круговой орбите. Подготовка и тренировка акробатов осуществляются по обычному разделению года на 3 этапа. Во время подготовительного этапа изучаются новые элементы и упражнения. Соревновательный период начинается с соревнований на низшем уровне и кончается национальными и мировыми чемпионатами. Среди цирковых акробатов отдельно выделяются китайские акробаты.

    § Спортивная акробатика

    Решающие шаги в целях окончательного разделения спортивной акробатики от показательных выступлений были предприняты в 1960г. Были отменены соревнования специальных групп на ковре и в воздухе. В правилах однозначно определены лишь немногие снаряды, которые можно использовать на соревнованиях. В последующие годы спортивная акробатика стала одним из самых зрелищных видов спорта. Спортивная акробатика – вид спорта, соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры. Спортивная акробатика – вид спорта, соревнования в выполнении акробатических упражнений, включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, батут и парные или групповые упражнения (см. в приложении).
    В спортивной акробатике различают следующие дисциплины:

    ü солисты выполняют акробатические прыжки, например сальто вперед прогнувшись, рондат, флик-фляк, сальто назад прогнувшись и т. д.;

    ü пары (женские, мужские и смешанные), выполняющие статические или динамические упражнения и броски, комбинируя их с гимнастическими и акробатическими прыжками;

    ü группы (женские группы по 3 человека и мужские по 4 человека) — исполнение статических пирамид или бросков, в качестве переходов для эстетического комбинирования упражнений используются гимнастические элементы;

    ü прыжки на батуте .

    Таким образом, соревнования по спортивной акробатики заключаются в выполнении комплекса упражнений с сохранением равновесия и вращения тела. Баллы за исполнение начисляются по той же системе, что и в спортивной гимнастике. Техника исполнения акробатических прыжков (прыжковая акробатика) аналогична технике исполнения вольных упражнений в спортивной гимнастике. Работа пар представляет собой согласованное чередование статических и динамических элементов. Для этого необходимо, чтобы верхний, более легкий партнер учитывал действие законов физики, а нижний партнер их разумно применял. Для исполнения вольтажей нужна особая техника. Вольтаж – это бросок верхнего партнера (нижним партнером) с рук на ноги или наоборот. Вольтажи можно сочетать с сальто и поворотами вокруг продольной оси. В групповой работе различие между статическими и динамическими упражнениями еще явственнее, чем в работе пар. Необычайно развитое чувство равновесия у спортсменов является предпосылкой статической пирамиды. Пирамида должна быть построена и зафиксирована таким образом, чтобы основная нагрузка приходилась все время на центр тяжести всей пирамиды. Приняв стойку на руках, верхний партнер должен занять строго вертикальное положение, чтобы воображаемая вертикальная ось проходила от кончика пальцев на ногах до кистей рук. Техника исполнения динамических упражнений похожа на упражнения пар с бросками. Во время броска партнер выполняет вращение вокруг вертикальной, горизонтальной и продольной осей. Как спортивная, так и цирковая акробатика требует соответствующего материального обеспечения для проведения тренировок и соревнований. Это касается основных и дополнительных снарядов и одежды. Маты для акробатики делают из 15-мм войлока размером 12 х 12 м. Дорожка для прыжков на резиновой основе с войлочным покрытием, размером 1,5×25 м, длина разбега — 10-15 м. Ширина дорожки обозначена белыми полосами. В СССР была разработана специальная дорожка для прыжков, которая по всей своей длине обладает теми же характеристиками, что и мостик. К тренировочным снарядам относятся ручные и потолочные лонжи. Потолочные лонжи используются преимущественно для тренировки особо трудных элементов в работе пар и групп, а также в прыжках на трамплине, ручные лонжи — при исполнении акробатических прыжков. В качестве дополнительных снарядов используются бублики, шапочки и подушечки, которые можно применять и во время соревнований. Женщины носят гимнастические купальники, мужчины — длинные гимнастические брюки и майки; гимнастические тапочки обязательны. Спортивная акробатика входит в Международную Федерацию гимнастики (FIG) наряду со спортивной, художественной и общей гимнастикой, а также спортивной аэробикой.

    Как разновидность спортивной акробатики, в последствие выделившиеся в самостоятельные виды спорта, можно выделить лыжную и парашютную акробатику.

    § Лыжная акробатика

    Это один из элементов лыжного фристайла. Спортсмены совершают прыжки и сальто с трамплинов. Очки начисляются за технику отрыва, высоту и длину полета, форму элементов и приземление. В лыжной акробатике спортсмены со специально спрофилированного трамплина совершают серию из двух различных по сложности прыжков. Трамплины бывают 3 видов: большой (тройной) (высота 4,05 м, уклон 70°); средний (двойной) (3,5 м, 65°); малый (сальтовый) (2,1 м, 55°). Гора приземления должна быть покрыта рыхлым снегом. Очки начисляются за технику отрыва от трамплина, траекторию полета, фигуру и приземление. 5 судей оценивают фигуру (из 7 баллов), 2 судей оценивают приземление (из 3 баллов). Наибольшую и наименьшую оценку за полет отбрасывают, оставшиеся 3 оценки суммируют. Из оценок за приземление выводят среднюю оценку и умножают ее на 3. Полученные суммы за полет (максимум — 21 балл) и приземление (максимум — 9 баллов), складывают и умножают на коэффициент сложности элемента. По наибольшему числу баллов определяется победитель. На данный момент, неофициальным рекордом является сумма баллов — 268.7 (см. в приложении).

    § Парашютная акробатика

    При выполнении элементов парашютной, или купольной, акробатики парашютисты образуют фигуры, входя в непосредственный контакт с другими спортсменами. В арсенале любого типа акробатики большое количество трюков, различных по сложности и зрелищности. Все они базируются на основных типах движений: кувырки вперед и назад, стойки на руках, перевороты. Как и любой вид спорта, при выполнении занятий по аэробике требуется соблюдение правил безопасности. В основном, это касается одежды для занятий и обустройства зала. На тренировках запрещено занимать в неспортивной одежде и обуви, необходимо снимать часы, цепочки, браслеты (см. в приложении).

    2.4. Акробатика и Олимпийские игры

    Когда я узнала, что акробатика не входит в Олимпийские виды спорта, я очень удивилась и задала себе вопрос: почему?

    Оказывается, много лет спорстмены–акробаты добиваются включения этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Но пока этот вид спорта остается на уровне федеральных и международных соревнований. Как уже говорилось выше, с конца XIX века акробатика развивается как часть гимнастики. Как самостоятельный вид спортивная акробатика, видимо, выделилась в СССР в 1930-х гг с проведением физкультурных парадов. Тогда же в акробатической секции был проведен и первый чемпионат страны. Чемпионаты мира проводятся с середины 1970-х гг. Наиболее популярна спортивная акробатика была в СССР и социалистических странах. На Западе развитие происходит лишь с конца 1990-х, это и мешает ей стать олимпийским видом.

    Чтобы стать олимпийским видом, надо, чтобы этот вид спорта культивировался не менее чем в пятнадцати странах на трех континентах. В настоящее время в акробатике существует некая неопределенность в судействе, а российские акробаты – сильнейшие в мире. «Тренеры почти всех стран, будь то США, Англия, Германия или Франция – россияне, – отмечают специалисты, — существует некоторая «монополизация» в этом виде спорта и возможно отсутствие объективности в судействе». Возможно, поэтому акробатика пока не входит в Олимпийскую программу. Но я надеюсь, что она получит более широкое распространение в мире и займет достойное место в Олимпийских соревнованиях. В программу Олимпийских игр включены лишь соревнования по прыжкам на батуте (с 2000 года) (см. в приложении). На Олимпийских играх 1932 года в программу соревнований по гимнастике как отдельный вид входили акробатические прыжки.

    Часть 3. Заключение

    3.1. Анализ изучения материалов по акробатике

    Работая над выбранной темой, я изучила много литературы по данному вопросу, посетила различные сайты в интернете, которые рассказали об акробатике, её истории, развитии, видах. Анализируя изученный материал, я поняла, что использование средств акробатики в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций приобретает всё более широкий размах. Это объясняется тем, что установлена зависимость между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки.
    Спортсмены акробаты отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для освоения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятельности человека. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях; разнообразие видов (прыжковая, парная, групповая) позволяет заниматься юношам и девушкам с различными физическими данными.

    3.2. Я и акробатика

    Об акробатике я знаю не понаслышке: я всегда с удовольствием занимаюсь спортивной акробатикой на уроках физической культуры. Благодаря систематическим занятиям я поняла, что такое сила духа и как важно трудолюбие в достижении поставленной цели, что результатов можно добиться только упорным трудом. Акробатика помогает мне развиться физически, становиться более гибкой. Это мне помогает и в учебе, да и в жизни вообще. Основы акробатики – это основа практически большинства видов спорта. На уроках физической культуры мы занимаемся лёгкой атлетикой, баскетболом, волейболом, изучаем лыжный спорт. Акробатическая подготовка очень помогает мне достигать результатов в изучении других видов спорта. Если бы меня спросили, стоит ли заниматься акробатикой, я бы рекомендовала всем детям и ребятам попробовать научится основам акробатики: это ведь не только полезно, но интересно и увлекательно!

    Изучая поставленный вопрос, я поняла, что акробатика – это и спорт, и искусство. Но чем бы ни являлась акробатика, спортом ли, искусством, она вызывает в людях положительные эмоции, развивает физически, совершенствует дух, закаляет силу воли. Да здравствует акробатика!

    Рекомендации

    На уроках физической культуры при изучении раздела «Гимнастика с элементами акробатики», мы занимаемся в группах: мальчики и девочки отдельно. Многие девочки стесняются, когда некоторые элементы не получаются, но желание научиться чувствовать своё тело и управлять им очень большое. Поэтому я хочу внести предложение о разделении класса для уроков физкультуры на две группы девочек и мальчиков. И второе предложение: было бы замечательно организовать в школе секцию акробатики.

    Список литературы и других источников

    1. Большой энциклопедический словарь.

    2. В.П. Коркин «Акробатика», 1983г.

    https://lifegid.com/bok/3362-legkie-akrobaticheskie-uprazhneniya-dlya-nachinayuschih-harakteristika-vidy-i-tehnika-vypolneniya.html

    https://znanio.ru/media/referat-na-temu-akrobatika-sport-ili-iskusstvo-2824871

    Читать статью  Акробатика. История и виды. Польза и противопоказания. Особенности

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх