Дополнительные занятия в ДОУплан-конспект занятия (средняя группа)

Дополнительные занятия в ДОУ
план-конспект занятия (средняя группа)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/small/blog46326.jpg

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»Цель: Формировать навык пересказа короткого текста с использованием графических схем. Задачи: 1. Формировать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием. 2. Обогащать представления детей об образе диких животных (лисицы). 3. Активизировать и обогащать словарный запас. 4. Развивать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. 5. Р.

План – конспект игрового занятия с дошкольниками в средней группе на тему «Крепыш в гостях у ребят»Цель: закрепление знаний о составляющих здорового образа жизни. Задачи: — закрепить знания о полезных привычках, составляющих основу здорового образа жизни; — уточнить представления об объектах, помогающих соблюдать правила чистоты; — развивать умение анализировать предложенные ситуации с точки зрения положительного воздействия на здоровье; — воспитывать самостоятельность и активность в реше.

Конспект НОД для детей средней группы по аппликации. Машина скорой помощи

Конспект НОД по аппликации на тему «Машина скорой помощи» для детей средней группы ДОУ.Данная методическая разработка может оказаться полезной для воспитателей второй младшей и средней группы, для родителей детей 3-5 лет. Задачи: 1. Обогатить представления детей о специальном транспорте, профессии фельдшера скорой помощи, способе вызова скорой помощи (телефон 03). 2. Способствовать развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса. 3. Продолжать формировать навык работы ножницами.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Снеговик»Цель: Учить детей вырезать круг из квадрата, срезать у квадрата углы (получая ведро). Задачи: — Воспитывать у детей интерес к аппликации. — Закреплять умение правильно держать ножницы, работать ими, пользоваться клеем, салфеткой. — Учить детей составлять композицию во весь лист. — Воспитывать самостоятельность. Развивать творчество, мелкую моторику рук. Материал: 3 квадрата разного размера, два прямоугольника (разных цветов, клей, .

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Собираемся в дорогу»Цель: формирование умения последовательно и связно пересказывать небольшие литературные произведения. Задачи: 1. продолжать учить слушать внимательно рассказ. 2. формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. 3. воспитывать литературный вкус и чуткость к художественному слову. Оборудование: Ноутбук, телевизор, «звуки моря». Ход занятияВоспитатель демонстрирует слайды с изображение морских пейзажей. .

Конспект занятия в средней группе ДОУ на тему: «Улицы моего города» Данный методический материал будет полезен педагогам детских садов, работающих с детьми среднего возраста. В ходе конспекта дети знакомятся с улицами родного города. Цель: Формирование познавательной активности. Задачи: — Формировать представления детей о понятии «улица». — Активизировать словарь, через ответы на вопросы. — Воспитывать интерес к родному городу. Материал: Презентация «улицы моего города»ХодВоспитатель пр.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/small/blog46175.jpg

Конспект занятия в средней группе детского сада по теме: Какие бывают ручки?Цель: познакомить детей с понятием многозначные слова; Задачи: — Развивать мышление, речь. — Активизировать словарь детей многозначными словами. Материал: Игрушки: Крош, Нюша, предметные картинки . Описание: Этот материал может быть полезен воспитателям детских садов. Ход занятияДети встают в круг на ковре, и выполняют упражнение. Мы сегодня рано встали (потянулись) в детский сад пришли с утра (шагаем на мес.

Конспект ООД по чтению художественной литературы в средней группе. Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»Цель: Создать условия для знакомства детей с венгерской сказкой «Два жадных медвежонка» Задачи: — Создать условия эмоционально воспринимать содержание сказки, понять связь между со-держанием и названием сказки. — Создать условия для развития умение рассказывать о своих впечатлениях, оценивать по-ступки и поведение героев произведения. — Создать условия для развития речевой .

Конспект ООД в средней группе на тему «Вот ежик — ни головы ни ножек» (лепка)Возраст: средняя группа Цель: создать условия для развития творческих способностей, воображения и обогащение представлений детей о ежике. Задачи: — Создать условия для лепки ежа передавая характерные особенности внешнего вида. Создать условия для проявления инициативности в творческой деятельности. — Создать условия для развития речевой активности. Способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками.

Конспект образовательной ситуации для детей средней группы (4-5 лет) «Тайны Гном Гномыча»Автор: Блиняева Татьяна Николаевна Описание материала: материал может быть полезен воспитателям средней, старшей и подготовительной группы. Цель: пропагандой знаний в области ЖОЗ Программные задачи: Социально – коммуникативное развитие: — развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; — создание условий для становления самостоятельности, целенаправленности и само регуляции со.

Конспект НОД в средней группе. «Беседа о зиме»

Конспект НОД в детском саду в средней группе на тему «Беседа о зиме»Описание: Данная работа рассказывает и даёт представление о том как приходит зима, как узнать о первых признаках зимы, как меняется погода. Вспомним с детьми любимые зимние праздники. Данный материал будет полезен: Воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям, учителям начальных классов. Материал предназначен для детей от 4 лет до начальных классов. Применение материала в учебно-воспитательном процессе: Бе.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/small/blog45999.jpg

Конспект занятия в детском саду на тему: «День матери». Средняя группаЦель: познакомить детей с праздником «День матери» и сделать открытку. Задачи: 1. Развивать у детей доброе отношение, нежные чувства к самому близкому и дорогому человеку – своей маме. 2. Вызвать чувство симпатии и благодарности; побуждать детей оказывать посильную помощь маме в работе по дому. 3. Воспитывать чувства глубокой любви и привязанности к маме, способность замечать некоторые трудовые действия: мама шьет, стирает.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/small/blog45989.jpg

Беседа для средней группы «Добрый волшебник — Дедушка Мороз»Цель: Расширение представлений детей о Дедушке Морозе. Задачи: Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о том, кто такой Дед Мороз, как выглядит, где он живет, на чём передвигается; формировать умения внимательно слушать воспитателя и сверстников, отвечать на поставленные вопросы. Развивающие: Развивать чёткость и выразительность речи; интерес к новогоднему герою. Воспитательные: Воспитывать активность, любознательность.

Конспект познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по изучению свойств воздуха.Описание материала: Предлагаю вам конспект совместной познавательно — исследовательской экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме «Поиск воздуха». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы (4-5 лет). Это конспект совместной экспериментальной деятельности с детьми, позволяющий расширить представления дете.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки с, сь»Описание: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей от 4 до 5 лет «Звуковая культура речи: звуки с, сь». Цель: Объяснить артикуляцию звука [с]. Задачи: — Упражнять в правильном, отчётливом произношении звука [с] в словах и фразовой речи. — Развивать фонематический слух; развивать речевое дыхание. — Воспитывать любознательность, интерес к знани.

Читать статью  Фитнес для похудения – 11 правил для максимальной эффективности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные занятия кружка «Умелые ручки». Творческие проекты детей как мотивация к познанию.

Совместно с воспитателем воспитанники старшей-подготовительной группы детского сада изучают элементы деятельности по конструированию, моделированию, ручному труду. В рамках учебного раздела программы .

Программа дополнительных занятий по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) «Уроки иголочки»

Программа «Уроки иголочки» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомления с материалами и инструментами .

КРУЖОК «ВОЛШЕБНИКИ» (дополнительные занятия по художественному творчеству в детском саду)

Развитие и активизация творческого воображения детей в процессе занятий изобразительной деятельности, посредством сказки.Методика работы со сказкой. Перспективное планирование и конспекты занятий.

Открытое занятие по кружку дополнительного занятия «Рок-н-ролл»

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)

(С.Я. Маршак)Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решат.

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)

Обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

Правила техники безопасности на занятиях изобразительной деятельностью на дополнительных занятиях в студии творчества «Королевство красок».

Правила техники безопасности на занятиях изобразительной деятельностью на дополнительных занятиях в студии творчества «Королевство красок».

Подготовка и проведение занятий по логоритмике в детском саду

Анимационные девочка и мальчик показывают друг другу языки

Становление речевой функции является одним из основных показателей гармоничного развития личности ребёнка. Образовательной программой детского сада предусмотрена последовательная и многосторонняя работа, направленная на помощь малышам в освоении речи, а также коррекцию возможных нарушений. В логопедической практике дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) особое место занимает логоритмика, представляющая собой отдельный методический курс, элементы которого активно вводятся на занятиях.

Значение занятий по логоритмике в детском саду

Главное препятствие на пути устранения проблем в становлении речевой функции заключается в том, что дети не могут раскрепоститься, а значит, полностью погрузиться в содержание логопедических упражнений. В этом случае на помощь педагогу приходит логоритмика (логопедическая ритмика). Это система игровых упражнений для становления и исправления у детей нарушений речевой функции, построенная на объединении словесного материала, музыки и движений, то есть воздействующих на слух, память, речь и эмоции малышей. Логопедическая ритмика, занятия которой начинаются с малышами трёхлетнего возраста, полезна даже не имеющим проблем с речью дошкольникам. Но особенно актуальны такие занятия для ребят, у которых наблюдаются такие проблемы становления речевой функции, как:

  • заикание;
  • нарушения звукопроизношения;
  • замедление или, наоборот, ускорение темпа речи;
  • дизартрия (поражение нервной системы, характеризующееся ограниченностью подвижности органов речи и вызывающее затруднения артикуляции);
  • нарушения моторики;
  • задержка речевого развития.

Дети двигаются под аккомпанемент фортепиано

Логоритмика объединяет слово, движение и музыку

Практика введения логоритмики в образовательный процесс ДОУ показывает, что уже за 9 месяцев регулярных занятий у детей, вне зависимости от вида речевых нарушений, прослеживается положительная динамика развития. Попутно малыши учатся общаться со сверстниками и взрослыми, то есть социализируются.

Это интересно. Занятия по логоритмике проводятся логопедом при участии музыкального руководителя. Отдельные элементы логоритмических упражнений также вводятся в ежедневный образовательный процесс в ДОУ и организуются воспитателем группы.

Цели и задачи

Развитие двигательной сферы малыша в сочетании с музыкой и словом позволяет реализовать комплекс образовательных целей:

  • развивает все виды моторики (общую, артикуляционную, мелкую);
  • формирует правильное дыхание, что, в свою очередь, позволяет, например, отработать произношение смычно-проходных (л, л’), свистящих (с, с’, з, з’, ц) и других видов звуков;
  • тренирует способность ориентироваться в пространстве;
  • помогает выработать точные скоординированные движения, связанные с речью;
  • способствует становлению фонематического слуха (способности улавливать и различать звуки речи), просодических компонентов (темпа и тона речи, пауз, мелодики);
  • вырабатывает навык релаксации;
  • воспитывает чувство радости от общения в коллективе.

Улыбающийся мальчик на фоне плаката с буквами и картинками

Занятия по логоритмике позволяют не только откорректировать некоторые речевые нарушения, но и решить ряд других общеобразовательных задач

Среди задач, решение которых способствует реализации поставленных целей, можно назвать несколько:

  • Уточнение движений артикуляционного аппарата (положения губ, языка, зубов) во время произнесения звуков. Эта задача особенно актуальна для детей младших и средней групп, которые только начинают освоение звуков (а, о, э, п, б, м — в 1–2 года; и, ы, у, х, ф, в, т, д, н, к, г, х, й — в 2–3 года, с, з, ц, ш, ж, ч, щ — в 3–4 года, л, р — в 4–5 лет), и очень важно, чтобы начало этого процесса было грамотно скоординировано.
  • Обогащение лексического багажа. Если в младшем дошкольном возрасте это касается расширения пассивного запаса слов, то в средней и старшей группах, когда дети уже разговаривают полноценно, это касается в большей степени активного словаря. На основании сформированного словесного актива и пассива в старшем дошкольном возрасте у ребят формируется осознанный речевой образ.
  • Тренировка зрительной и слуховой памяти. Выполнение упражнений требует запоминания не только звуков, слов, то есть воспринимаемой на слух информации, но и увиденных движений.
  • Развитие моторики. Так, в младшем дошкольном возрасте тренировка мелкой моторики стимулирует работу речевых центров, и дети быстрее «разговариваются». В старших группах проработка этого вида моторки является важным этапом подготовки руки к письму, что, в свою очередь, относится к важным показателям определения готовности ребёнка к школе. Физические нагрузки, то есть выполнение ритмических движений, в любом возрасте полезны для развития общей моторики, ловкости, гибкости.
  • Формирование умения согласовывать свои движения с речью. Логоритмические упражнения требуют координации действий детей с инструкциями взрослого, а также, что особенно актуально в среднем и старшем дошкольном возрасте, согласования движений и собственных словесных указаний.
  • Расширение границ творческой фантазии и воображения. Логоритмические упражнения могут сопровождаться креативными заданиями. Например, выполнение аппликации из шерстяных ниток во второй младшей группе на занятии по логоритмике на тему «Кошка и котята»: после выполнения игровых действий, малыши садятся за столики и приклеивают кусочки ниток на шаблоны с изображениями кошки и котят.
  • Воспитание товарищества, чувства коллектива. Участие всех детей в логоритмических играх имеет большое значение для формирования эмоционально-положительного климата в группе. В среднем дошкольном возрасте, когда малыши начинают играть не рядом, как это было до 3–4 лет, а вместе, такие упражнения являются важным этапом перехода к активным способам взаимодействия со сверстниками.

Формы занятий

Как отмечалось выше, логоритмика может быть цельным занятием, а может быть элементом других образовательных курсов. Так, логоритмические упражнения используются во время занятий по:

  • физкультуре;
  • музыке;
  • развитию речи.

Элементы логопедической ритмики эффективно применяются педагогами ДОУ и на прогулках.

Педагог в костюме клоуна играет с детьми в автобус

Большая часть упражнений по логоритмике носит игровой характер

Читать статью  Что такое динамическая планка и как ее выполнять?

Виды заданий по логоритмике

Поскольку логопедическая ритмика сочетает движения, слово и музыку, то в различных комбинациях эти компоненты могут быть представлены набором заданий.

Таблица: картотека разных видов упражнений по логоритмике

  • Формировать навык ориентирования в пространстве;
  • развивать осанку, пластичность, выразительность движений.
  • Помочь научиться управлять своими движениями, соотносить силу мышечного напряжения с музыкальными понятиями «тихо», «громко»;
  • воспитывать навык самоконтроля мышечного тонуса.
  • Помочь детям выработать правильное диафрагмальное дыхание;
  • тренировать силу, продолжительность и постепенность вдоха и выдоха.
  1. Ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперёд.
  2. На шумный вдох руками обнимают грудную клетку.
  3. На выдох возвращают руки в начальное положение.
  • Работать над внятностью и чёткостью речи;
  • тренировать артикуляционную моторику.
  1. Дети стоят в кругу.
  2. Разводят руки в стороны вперёд, произнося звук «э».
  • Приводить в норму ритм и темп речи;
  • расширять пассивный и активный словарь;
  • автоматизировать произношение звуков.
  • Мы — снежинки, мы — пушинки, (Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо и влево)
    Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360 градусов)
    Мы — снежинки-балеринки, (Наклоны туловища вправо и влево)
    Мы танцуем день и ночь. (Приставной шаг вправо и влево)
    Мы деревья побелили, (Подъём на носочки с подниманием рук, возврат в исходную позу)
    Землю бархатом укрыли (Приседание с разведением рук)
    И от стужи сберегли (Возврат в исходную позу с разведением рук в стороны и вниз).
  • Развивать навык действовать по инструкции;
  • добиваться быстрого выполнения движений.
  1. По команде «Жуки летают, шмели шумят» первая группа двигается по площадке, вторая произносит протяжный звук «ш».
  2. По сигналу «Шмели летают, жуки жужжат» первые летают, а вторые произносят протяжный звук «ж».
  • Тренировать последовательность мелодии и речи;
  • отрабатывать дикцию, глубину и темп дыхания;
  • воспитывать вокальные навыки.
  • Тренировать движения пальцев рук, их координацию;
  • развивать артикуляционную моторику.
  • Зайчики и белочки вышли погулять, (Кисти в кулачок — поочерёдное разгибание и сгибание пальцев — по 2 раза)
    На полянке солнечной в салочки играть. (Круговые движения кистями, поочерёдное поглаживание кистей)
    Выходи скорей в кружок. (3 хлопка и кисти в форме шара)
    Здравствуй, здравствуй, мой дружок! (Пальцы правой руки поочерёдно встречаются с пальцами левой руки).
  • Развивать координацию динамических и статических движений;
  • тренировать пластичность.
  • Я на солнышке лежу, (Ноги на ширине плеч, ленты в опущенных руках, поочерёдное поднимание и опускание рук),
    Я на солнышко гляжу. (Наклоны в стороны, руки над головой)
    Всё лежу и лежу (2 наклона вниз с вытянутыми руками)
    И на солнышко гляжу. (Подпрыгивание на месте с разворотом на 360 градусов, руки над головой).
  • Развивать общую моторику;
  • тренировать координацию движений;
  • воспитывать чувство ритма.
  1. Малыши выстраиваются парами по кругу.
  2. Поднимают и опускают правую руку, глазами внимательно следя за её движениями.
  3. Повторяют 2 раза.
  4. Левую руку ставят на пояс и одноимённую ногу отставляют в сторону.
  5. Повторяют 2 раза.
  6. Делают 4 шага, заведя одну руку за спину.
  7. С правой ноги начинают кружиться в парах.
  • Тренировать память;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • работать над чётким проговариванием звуков.
  • Для средней группы — стихотворение «Мяч» С. Маршака (для музыкального сопровождения можно брать мелодии быстрого темпа в размере 2/4).
  • Для старшей и подготовительной — стихотворение «Барабан» А.Барто под Марш Е. Тиличеевой.

Это интересно. Завершать комплекс логоритмических упражнений следует ходьбой в спокойном темпе, дыхательными упражнениями или простыми общеразвивающими упражнениями.

Педагог и дети выполняют упражнение с поднятыми вверх ладошками

Видовое разнообразие упражнений по логоритмике позволяет комплексно подойти к решению проблем, связанных с речью

Приёмы проведения занятий по логоритмике в ДОУ

Являясь частью образовательного процесса ДОУ, логоритмика на занятиях проводится с помощью комбинации из трёх групп методических приёмов.

Виды словесных приёмов

В работе с дошкольниками без звучащей речи не обойтись. Тем более если речь идёт о занятиях логопедической ритмикой, где у слова особенная, терапевтическая, роль. Поэтому коррекция речевых функций предполагает использование четырёх видов словесных приёмов.

Объяснение

Все задания, в том числе и игрового характера, требуют детального и подробного объяснения. При этом важно помнить, что, подражая речевому образцу педагога, малыши постепенно вырабатывают для себя языковую модель. В связи с этим, чтобы усвоить нормы и правила грамматического строя, в младших группах рекомендуется объяснение формулировать одним и тем же набором речевых средств. А старшие дошкольники, наоборот, должны получать представления о многообразии языковых возможностей, поэтому педагогу необходимо следить за богатством своей речи, насыщая её синонимами, сложными синтаксическими конструкциями, языковыми клише.

Трое детей вытянули губы трубочкой

Даже для самых маленьких ребят важно не только увидеть образец выполнения упражнения, но и услышать словесное описание порядка его выполнения

Загадки

Это один из самых актуальных мотивационных приёмов в работе с детьми. Загадки позволяют, с одной стороны, привлечь внимание ребят, а с другой — настроить их на выполнение упражнений, актуализировать знания по теме.

В своей практике в работе с ребятами второй младшей группы перед выполнением упражнения на развитие дыхательного аппарата «Пожар» я предлагаю воспитанникам такой набор загадок с договорками:

  • Если в доме вдруг случится —
    Из окошек дым клубится,
    И огонь, и пышет жар —
    Это значит там … (Пожар).
  • Победит огонь коварный
    Тот, кого зовут … (Пожарный).
  • Выпал на пол уголёк,
    Деревянный пол зажёг.
    Не смотри, не жди, не стой.
    А скорей залей … (Водой).

Это интересно. Для младшего дошкольного возраста загадки лучше подбирать с договорками. Малышам будет проще понять, о чём идёт речь, опираясь не только на содержание, но и на рифму.

Дети сжимают щёки ладошками

Загадки помогают привлечь внимание детей, включают их в работу

Стихотворения

Большинство логоритмических упражнений построено на рифмовках, поэтому использовать стихотворения, которые по праву считаются одним из самых эффективных мотивационных приёмов, следует с оглядкой. Если задание имеет рифмованную основу, то перенасыщать работу одной и той же формой не стоит. А вот переход к упражнениям на регуляцию тонуса мышц, заданиям с танцевальными элементами и т. д. можно сделать стихотворным.

К примеру, в работе с детьми подготовительной группы перед выполнением упражнения «Балет» я использую такое стихотворение:

Я на пальчики встаю
Ловко и умело.
И над сценою парю,
Словно лебедь белый.
Озорнее ветерка,
Как пушиночка, легка
В пышной пачке синьорина —
Танцовщица балерина.

После чтения стихотворения мы с детьми беседуем о его содержании. Разговор выстраивается на основе вопросов к тексту:

  • Как называется танцовщица балета?
  • В чём особенность движений балерины?
  • Вы бывали на балетных спектаклях? Чем они запомнились?

Словесное сопровождение упражнений по логоритмике обычно имеет стихотворную форму

Короткие сюжеты

Это словесный приём также относится к мотивационным, позволяющим сосредоточить внимание дошкольников на выполнении логоритмических упражнений.

В работе с детьми подготовительной группы я однажды столкнулась с проблемой, которая обычно для дошкольников не свойственна: мои малыши стеснялись петь, поэтому важные логоритмические упражнения на пение выполнять не хотели. Разрешить ситуацию помогла придуманная, что называется, на ходу история «Как Зайчонок Волка прогнал». «В одном лесу жила-была семья зайцев. Как-то раз пошёл самый младший зайчонок играть со своими друзьями-бельчатами, и так они шумели, что разбудили злого и голодного Серого Волка. Рассердился Волк, побежал за малышами. Зайчонок и бельчата спрятались за деревьями, но, во-первых, долго так не просидишь — страшно, и дома мама ждёт, а во-вторых, у Волка очень хороший нюх, он их быстро обнаружит. Тогда придумал Зайчонок спеть Волку колыбельную, чтобы захотелось зверю снова спать и он бы отправился домой. Стали малыши петь, Волк и правда зевнул, развернулся и пошёл к себе домой. А Зайчонок с друзьями осторожно шли за ним, чтобы Волк мог дослушать песенку и заснуть крепко-крепко. Так и привели зверя обратно. Он лёг, уснул, а малыши, почувствовав себя в безопасности, побежали по домам. А ещё поняли: шуметь сильно нельзя, если не уверен, что никого громкими звуками не потревожишь». После прослушивания сказки мы с детьми беседуем по вопросам:

  • С кем дружил Зайчонок?
  • Кого разбудили малыши?
  • Что успокоило Волка?
Читать статью  Прикладные виды спорта

После работы со сказкой дети стали относиться к пению как к способу «усыпить» свои страхи.

Это интересно. Сюжеты не должны быть слишком замысловатыми, иначе они, во-первых, перестанут быть короткими, а во-вторых, отвлекут малышей от самого задания.

Девочка повторяет движения пальчиками за педагогом

Короткие истории могут сопровождаться выполнением пальчиковой разминки

Группа наглядных приёмов

Без воздействия на являющийся ведущим в дошкольном возрасте зрительный канал восприятия реализовать цели и задачи логоритмики не удастся. Поэтому при подготовке занятий, упражнений педагогу важно подобрать:

  • картинки к заданиям (если речь идёт о заданиях на развитие голоса, артикуляцию, дикцию, то без иллюстрирующих игровые действия изображений добиться правильного положения органов речи у детей очень сложно — малыши должны видеть, как нужно расположить язык, насколько растянуть губы или приоткрыть рот);
  • демонстрационный материал (видеоролики, презентации, в которых показаны все этапы выполнения того или иного упражнения);
  • игрушек-персонажей, от лица которых идёт объяснение порядка выполнения логоритмических упражнений.

Практические приёмы

Обычно приёмы этой группы используются для подведения итогов работы над логоритмическими упражнениями, для проверки качества усвоения детьми материала занятия. К этим способам взаимодействия с дошкольниками относятся:

  • рисунки;
  • аппликации;
  • поделки;
  • проекты (этот вид работы приобретает всё большую популярность в контексте поддержания связи детского сада с семьями воспитанников, так как бо́льшая часть работ такого свойства выполняется ребёнком при помощи мамы или папы).

Игровые приёмы

Упражнения по логоритмике в большинстве своём построены на принципах игры. Однако есть и такие, что игрового взаимодействия не предполагают. Тогда этот вид деятельности можно использовать для мотивации малышей на работу. Например, перед выполнением упражнения на развитие голоса (распевное произнесение слогов) своим воспитанникам в средней группе я предлагаю настольную игру «Буквы-друзья», в которой ребята складывают прямые (и обратные, если уже проходили) слоги.

Это интересно. Чтобы не было переизбытка, игровые приёмы не следует сочетать с упражнениями игрового характера.

Мальчики выкладывают палочками лучи солнца

Настольные дидактические игры могут проводиться для актуализации опорных знаний или для их закрепления

Как индивидуализировать задания

Для прочного и точного запоминания материала по логоритмике дети должны:

Реализовать эти требования помогает сочетание различных видов приёмов, что, в свою очередь, позволяет индивидуализировать конкретную задачу. Например, детям, которые любят рисовать, даётся задание сделать карандашное «фото от руки» группы в момент выполнения упражнения-игры на формирование чувства темпа речи «Лягушки и цапли». Это будет хорошей компенсацией для нелюбителей подвижных игр.

По опыту своей работы могу сказать, что самый беспроигрышный вариант настроить на работу гиперактивных ребят, способных поменять 2–3 вида деятельности в считаные минуты, — это отдать проведение мотивационного этапа занятия им на откуп. Возможность почувствовать себя в роли воспитателя дисциплинирует непосед.

Это интересно. Индивидуализация является приоритетным направлением выбора упражнений для коррекции конкретных речевых расстройств. Но поскольку эти отклонения имеют медицинский характер, ответы на вопросы выбора индивидуальной логоритмической траектории остаются за специалистом (логопедом, дефектологом).

Некоторые виды нарушений речи после проведённой профессионалом диагностики могут потребовать индивидуальной работы с логопедом или дефектологом

Подготовка и проведение занятия по логоритмике в детском саду

Занятия по логоритмике в детском саду, как правило, объединены общими сюжетами, что способствует большей организованности дошкольников и мотивирует их к выполнению заданий. Разрабатывая план занятия, педагог равномерно распределяет эмоциональную и физическую нагрузку своих подопечных, подбирает различные формы работы, учитывает индивидуальные особенности ребят.

Временной план занятия

Временные рамки занятия по логоритмике зависят от возраста подопечных, для каждого из которых установлены конкретные границы:

  • в первой младшей группе — 15 минут;
  • во второй — 20 минут;
  • в средней — 25 минут;
  • в старшей и подготовительной — 30 минут.

Дети по очереди показывают язык в зеркало, которое держит педагог

Продолжительность занятий по логоритмике зависит от возраста воспитанников

Таблица: поэтапный хронометраж занятия

Этап Содержание Время
Вводный Разминка-марш до 2 минут
Игры на развитие мелкой моторики до 5 минут
Основной Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания до 5 минут
Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение, задания на отработку темпа речи и др. 5–15 минут
Заключительный Расслабляющие или общеукрепляющие упражнения до 3 минут
Ходьба 1 минута

Составление конспекта занятия по логоритмике

При создании конспекта занятия по логоритмике педагог подбирает комплекс заданий, реализующий актуальную коррекционную или общеразвивающую задачу, а также заранее подбирает необходимое музыкальное сопровождение.

Дети и педагог выстукивают ритм деревянными ложками

В процессе проведения занятия педагог ориентируется на решение актуальных образовательных задач

Таблица: пример конспекта занятия по логоритмике на тему «Овощи» в младшей группе (фрагмент)

Автор Артёменко Ю., учитель-логопед, педагог МАДОУ «ЦРР детский сад №40», г. Пермь.
Вводный этап Педагог: Наступило время сбора овощей. Будем овощи мы собирать? (Ответы детей).
Речь с движением «Собираем урожай».
  • В огород сейчас пойдём,
    Овощей там соберём. (Дети шагают на месте)
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Что мы будем собирать? (Хлопают в ладоши)
    Картошку, морковку, репу и свёклу, помидоры, огурец
    И капусту, наконец! (Загибают пальцы сначала на правой руке, а затем на левой).
    В огороде мы старались —
    Низко к грядке нагибались. (Наклоняются)
    Весь собрали урожай. (Выпрямляются и разводят перед собой руки)
    Вот он, видишь? Получай! (Протягивают вперёд ладони).
  • А сейчас мы, как лягушки,
    Тянем губки прямо к ушкам.
    А теперь мы, как слоны,
    Тянут хоботы они.

«Улыбочка», «Трубочка», «Рупор».
Педагог: Вот и язычок проснулся, вылез из домика, посмотрел налево-направо, на небо, на лужи — и побежал по ним. Все сапожки замочил, накажем непослушный язык. Потом попоим чаем с вареньем…>

  • Мы пойдём в огород, (Шагают на месте)
    Что там только не растёт! (Разводят руки в стороны)
    Огурцы сорвём мы с грядки, (Срывают огурцы)
    Помидоры с кожей гладкой. (Показывают руками силуэт шара)
    Толстая репка в землю засела крепко. (Слегка качаются из стороны в сторону)
    Длинная морковка (Опускают руки вниз)
    От нас укрылась ловко. (Приседают и прикрывают голову)
    Дёргай, дёргай из земли. (Дёргают из земли морковку)
    Всё собрали — посмотри! (Разводят руки в стороны)…>

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/01/17/dopolnitelnye-zanyatiya-v-dou

Подготовка и проведение занятий по логоритмике в детском саду

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх