Классификация методов обучения и их применение в педагогике
Что это? Учителя ищут такие методы и приемы обучения, которые в наибольшей степени помогут им решить задачи, стоящие перед современной школой. Необходимо не только дать детям пассивные знания, но и научить переводить их в активные, а также применять на практике.
Зачем использовать? Классификация методов обучения помогает педагогам находить самые удобные пути для достижения образовательных целей. Использование разнообразных приемов способствует стимулированию и мотивации обучающихся получать новые знания, создает положительный эмоциональный настрой.
Оглавление:
-
- Традиционная классификация методов обучения
- Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности
- Классификация на основе целостного подхода
- Классификация наглядных методов обучения
- Практические методы обучения
Аттестация 2024: полный пакет информация для прохождения Скачать инструкцию
Комплект «Логико-математическое развитие» для учителей и родителей Купить со скидкой 10%
Простите, что прерываем ваше чтениеЧтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ
к следующим материалам:Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподавателиБолее 2000 бесплатных
олимпиад для учителей
и учениковВозможность участия
в творческих конкурсахПожалуйста, помогите нам сделать блог лучше. Поставьте галочку напротив вашего профессионального статуса:
Я педагог школы
Я педагог ДОУ
Интересуюсь для себяТрадиционная классификация методов обучения
Методы обучения представляют собой взаимосвязанные способы педагогической работы преподавателя и учебной деятельности детей, имеющие общие образовательные цели. Могут быть классифицированы по различным приоритетным критериям. Классификация методов обучения — это система, упорядоченная по определенному признаку.
Классификация методов обучения в педагогике производится в связи с необходимостью усовершенствования и вывода учебно-воспитательной деятельности на новый уровень. Современная дидактика демонстрирует различные подходы к классификации методов обучения.
Наблюдается тенденция не стремиться к единой обобщенной системе. Обучение само по себе является активным и многовариантным, поэтому внедряемая методика должна ему соответствовать, чтобы отражать эту мобильность.
Классификация методов обучения по источнику знаний впервые появилась в философии и педагогике древнего времени. К таким источникам относят: практическую деятельность, наглядность, слово. Опираясь на это, определяют методы обучения, в основе которых лежит практика (упражнение, лабораторная работа, производственная практика, опыты), наглядные (иллюстрация, наблюдение, видеометод) и словесные (объяснение, лектории, семинары, диспут, дискуссия, работа с литературой) занятия.
Одной из исторически сложившихся является классификация методов обучения по уровню активности учащихся. В ее основе лежит разделение образовательных методик на пассивные и активные с учетом степени вовлеченности обучающихся в учебный процесс. К пассивным относят методы, использование которых позволяет ученикам только слушать и смотреть. Активные, в свою очередь, предполагают мероприятия, направленные на самообразование.
Актуальные данные на
Аттестация педагогов 2024:
полный пакет информация для прохожденияПолучение категории методиста и наставника: важные моменты и подводные камни
Разъяснение по порядку проведения аттестации
46 часто задаваемых вопросов об аттестации
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данныхКлассификация дидактических методов обучения по конечной цели описывает следующие:
- получение новой информации;
- формирование различных умений и навыков;
- применение имеющихся знаний на практике;
- закрепление и проверка усвоенных знаний и умений.
При данном разделении методов появляется возможность исключить сильное различие между отдельными их системами; работа преподавателя нацелена на решение дидактических вопросов.
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности осуществляется в зависимости от степени мыслительной активности учащихся при изучении нового материала.
Различают следующие методы обучения.
Объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные)
Суть объяснительно-иллюстративного метода заключается в том, что преподаватель преподносит готовую информацию учащимся. Они, в свою очередь, ее осознают и стараются зафиксировать в памяти. Информация может быть представлена с помощью устной речи (лекция, диспут), печатного слова (учебник, пособия), наглядных материалов (таблицы, схемы, видеоматериалы), практической демонстрации способов деятельности (проведение опыта, работа с техникой).
В конечном итоге познание сводится к процессу осознанного или неосознанного запоминания учащимися информации. В данном случае можно говорить о невысоком уровне умственной активности.
Репродуктивные
В основе репродуктивного метода лежит объяснение педагогом нового материала. Учащиеся усваивают информацию и способны ее воспроизведения, то есть стараются повторить заданный преподавателем вид деятельности. Критерием усвоения считается безошибочная репродукция полученных знаний.
Методики проблемного изложения
Метод проблемного изложения представляет собой своеобразный переход от исполнительской деятельности к творческой работе. В основу заложено объяснение преподавателем решения проблемы с обоснованием хода мыслей. Таким образом, обучающиеся отслеживают логику изложения, разбирая этапы поиска решений целостных проблем.
Они не только запоминают готовые алгоритмы и чужие выводы, но и внимательно следят за логическими доказательствами, разбирая движение мысли педагога. Несмотря на то, что в данном случае учащиеся являются лишь сторонними наблюдателями за ходом размышлений, они обретают навыки разрешения проблемных ситуаций.
Частично-поисковые
Характеризуются более высоким уровнем познавательной деятельности. Он получил свое название благодаря тому, что обучаемые частично решают стоящую перед ними задачу. Преподаватель предлагает учащимся выполнить определенные действия в поиске решения.
Таким образом, часть информации они получают от него, другую часть добывают путем самостоятельной работы, отвечая на вопросы либо используя решение проблемных заданий. Одной из разновидностей данного метода считается эвристическая беседа.
Читайте также: Учебная самостоятельность: понятие и пути развития
Исследовательские
Под исследовательским методом понимают усвоение учащимися знаний с использованием их творческого мышления. Он состоит из нескольких этапов. Изначально преподаватель формулирует проблему, которую необходимо решить. Затем студенты самостоятельно ищут способы выхода из ситуации. Преподаватель вмешивается в рабочий процесс лишь в случае, когда студенты испытывают затруднения.
Классификация на основе целостного подхода
Классификация методов обучения, основанная на целостном подходе к образовательной деятельности, делит их на три группы:
- методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учащихся в учебно-познавательном процессе;
- методы контроля и самоконтроля в образовательной деятельности.
Первая группа включает в себя следующие методы:
- перцептивные (передача и восприятие теоретического учебного материала);
- словесные (лектории, семинары и т. п.);
- наглядные (демонстрация информации, иллюстрация);
- практические (опытная деятельность, упражнения, решение заданий);
- логические предполагают организацию и осуществление операций, в основе которых лежит логическое мышление (индуктивные, дедуктивные, нахождение аналогии и т. д.);
- гностические (исследовательские работы, проблемно-поисковые задачи, репродуктивные);
- самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с литературой, специальными приборами).
Ко второй группе относятся:
- методы стимулирования и формирования интереса к обучению (деловые игры, учебные диспуты);
- методы, формирующие ответственность и чувство долга (одобрение, поощрение, порицание).
В открытом доступе до 27 марта
Скачайте бесплатно разработки наших методистов для классных часов- 8 марта: сценарий классного часа с викториной
- День космонавтики: презентация и сценарий праздника
- 9 мая: классный час на тему «Дети-герои»
К третьей группе относятся:
- занятия с последующей устной, письменной или компьютерной проверкой усвоенных знаний и навыков;
- самоконтроль в учебно-образовательном процессе.
Классификация наглядных методов обучения
Наглядные методы обучения представляют собой образовательный процесс, в ходе которого эффективность изучения материала во многом зависит от применяемых в учебной деятельности наглядных пособий и различных технических средств. Как правило, они используются в комплексе со словесными и практическими методами обучения.
Наглядность в обучении предназначена для ознакомления учащихся с явлениями, объектами в их естественном виде либо в изображении с помощью рисунков, схем. На сегодняшний день во многих школах с успехом применяются экранные технические средства.
Классификация современных наглядных методов обучения условно разделяет их на два вида: иллюстрационный и демонстрационный.
- Метод иллюстраций представляет собой показ ученикам иллюстративных плакатов, схематичных таблиц, картинок, зарисовок на доске и прочего.
- Метод демонстраций, как правило, основан на показе специальных приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, слайдов и т.д.
Надо отметить, что такое разделение наглядных средств на иллюстративные и демонстрационные представляется весьма условным. Классификация предполагает возможность отнесения определенных средств наглядности к обеим категориям. Внедрение прогрессивных технических возможностей в образовательную деятельность (теле-, видеооборудование) существенно расширяет сферу использования наглядных методов образования.
На сегодняшний день сложно представить процесс обучения без использования компьютера. Учебные заведения обеспечиваются кабинетами электронно-вычислительной техники. Это позволяет наглядно продемонстрировать учащимся множество процессов, о которых они могли прочесть в учебной литературе.
Компьютеры дают возможность моделировать определенную деятельность и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, то есть значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.
Практические методы обучения
Классификация активных методов обучения опирается на практическую деятельность учащихся. К ним относятся: выполнение упражнений, решение задач, лабораторные опыты и практические работы.
Упражнения представляют собой многократное повторение действий умственного либо практического характера. Это делается с целью овладения определенным навыком или для повышения качества его выполнения.
Данный метод обучения используется при изучении всех дисциплин на протяжении всего образовательного процесса. Характер и методика упражнений во многом определяются особенностями изучаемого материала, конкретной информацией и возрастной категорией учащихся.
По характеру выполнения упражнения можно разделить на письменные, устные, графические и учебно-трудовые. В любом случае учащиеся совершают определенную умственную и практическую деятельность.
В зависимости от степени самостоятельности выполнения упражнений различают:
- воспроизводящие упражнения – изложение ранее изученного материала с целью закрепления;
- тренировочные упражнения – действия, направленные на применение знаний в новых условиях.
В открытом доступе до
Как учителю избежать штрафа до 30 000 руб и пройти проверку в Роспотребнадзоре в 2024 году
Скачайте бесплатно 2 актуальные инструкции для учителей20 шагов для прохождения проверки Роспотребнадзора
Что делать учителю, если не прошел проверку
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Если, выполняя определенные действия, ученик проговаривает (вслух или про себя) предстоящие операции, то данные упражнения называются комментированными. Это помогает учителю вовремя указать на типичные ошибки и внести коррективы в выполнение задания.
- Устные упражнения необходимы для развития логического мышления, памяти, речевой активности и концентрации учащихся на задании. Их отличает динамичность и отсутствие необходимости тратить время на ведение записей.
- Упражнения, выполняемые письменно, предназначены для закрепления полученных знаний и применения навыков на практике. Они развивают логику, повышают культуру письменной речи, приучают к самостоятельной работе. Такие упражнения могут применяться в комплексе с устными и графическими заданиями.
- Графические упражнения предполагают составление учащимися различных схем, графиков, чертежей, изготовление плакатов, наглядных альбомов, выполнение зарисовок в ходе лабораторно-практических работ или экскурсий.
- Учебно-трудовые упражнения представляют собой практические работы производственно-трудового характера, выполняемые учащимися. Основной их целью является применение теоретических знаний в практической деятельности.
- Лабораторные работы представляют собой исследовательскую деятельность учащихся по заданию педагога, которая проводится с применением приборов, инструментов и других специальных приспособлений. Осуществляются такие работы в иллюстративном плане или опытным путем.
Читайте также: Технология образовательного события в современной школе
Одним из видов исследовательских лабораторных работ являются наблюдения за конкретными явлениями. Например, за ростом растений, за погодными условиями, за состоянием водоемов под воздействием погоды и т. п. Некоторые учебные заведения в ходе проведения лабораторной работы поручают школьникам сбор и пополнение экспонатами местных краеведческих музеев или экспозиций учреждения образования, изучение культурного наследия своего края.
Педагог составляет инструкцию по выполнению работы. Ученики фиксируют результаты своей деятельности в виде сводных отчетов, показателей, построения графиков, расчета таблиц. Лабораторная работа в зависимости от сложности может быть частью урока, а может занимать несколько учебных часов.
Практические занятия, как правило, проводятся с целью закрепления знаний после изучения крупных разделов информации. В зависимости от выполняемых заданий они могут проходить как в классе, так и за его пределами. Особым видом данных методов обучения служат упражнения с использованием обучающих машин-репетиторов, машин-тренажеров.
Основная заслуга авторов, благодаря которым была внедрена классификация методов обучения, состоит в том, что они вместо универсализации одного метода обучения доказали необходимость и возможность использовать в образовательном процессе различные методы обучения.
Когда педагог рассматривает тот или иной метод, ему необходимо учитывать названные выше факторы. Целесообразно делать выбор в пользу методов продуктивных, дедуктивных и синтетических (предполагающих объединение нескольких).
Данные методики стимулируют у учащихся желание работать самостоятельно, проявлять инициативу, стремиться к сочетанию словесных, наглядных и практических занятий.
Сегодня совершенствование образования невозможно представить без применения соответствующих современным образовательным целям методов и способов (наглядных материалов, аудиовизуальных средств обучения, контрольно-обучающих компьютерных программ, сборников заданий и сценариев деловых игр, учебных приспособлений), которые способствуют внедрению новых технологий и улучшению учебно-воспитательной программы.
Материал основан на следующих источниках:
- Учительская газета
- Федеральный институт педагогических измерений
- Минпросвещениф РФ
- Портал учителя РФ
Занятия с детьми в ДОУ — способы организации и классификация форм работы с дошкольниками
Виды занятий в ДОУ отличаются от возраста детей, их индивидуальных особенностей, социализированности. Каждое занятие направлено на развитие того или иного качества личности.
Оглавление:
- Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ по ФГОС
- Способы организации детей
- Классификация НОД в детском саду
- Сравнительный анализ типов занятий в ДОУ по ФГОС
- Заключение
В остальном ФГОС четко регулирует виды деятельности, которые воспитатель должен учитывать в образовательном процессе.
Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ по ФГОС
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт, разработанный для всестороннего развития личности.
При составлении программы для дошкольных учреждений учитываются:
- индивидуальные возможности и стремления воспитуемого;
- сотрудничество и стремление к контакту со взрослыми;
- характер взаимодействия с детьми и взрослыми;
- уважительное отношение к сверстникам и родителям.
ФГОС контролирует, чтобы процесс образования носил опосредованный характер, в обучение должны быть вовлечены как воспитуемый, так и взрослый.
Предыдущие строго-регламентированные формы обучения становятся более гибкими, отвечающими возможностям и потребностям детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов.
Основные цели, которые стоят перед ФГОС при воспитании детей в ДУ:
- физическое развитие;
- развитие речи;
- развитие коммуникативных навыков;
- личностное развитие;
- развитие мотивации;
- развитие социализации;
- развитие познавательного интереса;
- развитие художественных навыков и эстетического вкуса.
Дети раннего дошкольного возраста реализуют вышеуказанные навыки через развивающие игры с составными игрушками, физические упражнения, эксперименты с различными веществами, предметами быта, общение с ровесниками и старшими детьми. Совместно с воспитателем анализируются музыкальные произведения, картины, сказки и стихи.
Для детей старшего дошкольного возраста дидактические игры носят сюжетно-ролевой характер, дошкольники учатся соблюдать правила и иерархию, занятия носят исследовательский характер, происходит обучение самообслуживанию, развиваются навыки бытового труда. На уроках изучается фольклор, история, художественная литература.
Современная образовательная система подразумевает не только природный, бумажный и иной аппликационный материал. Включаются и продукты информационных технологий, рассматриваются и разыгрываются проблемные ситуации, спроецированные в игровом формате.
Задача воспитателя в данном случае организовать образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы малыш развивался всесторонне, интеллектуально, социально, проявлял интерес к окружающему миру и инициативу к трудовой деятельности.
Способы организации детей
Все вышеперечисленные задачи решаются различными путями. Иногда к разным детям применяются совершенно противоположные подходы.
В группах учитываются следующие характеристики:
- разнообразие игрушек и оборудования в детском саду;
- возрастные особенности детей;
- безопасность условий в помещении;
- уровень физической подготовки детей;
- уровень квалификации воспитателя.
В качестве примеров взяты физические упражнения, но процесс выполнения, цели, методы и участие воспитателя остаются аналогичными и во время образовательных уроков.
Фронтальный
Основной целью педагогического процесса является приобретение и закрепление двигательных навыков детей. Они активно работают, постоянно взаимодействуют с воспитателем.
Все движения выполняются детьми одновременно и синхронно.
В больших группах взрослому тяжело уделить внимание каждому воспитаннику, а следовательно улучшить качество выполнения движений.
Индивидуальный
Каждое упражнение выполняется поочередно детьми по цепочке. Пока один делает – остальные наблюдают и делают анализ.
Основное преимущество подхода – строгое качество выполнения. Главный недостаток – пассивность остальных дошкольников. Эффективно использовать в более старшем возрасте для разучивания сложных упражнений.
Поточный
Для обеспечения высокой двигательной активности дети выполняют сразу несколько упражнений, по кругу, меняя установки и снаряды.
Это полезно для развития выносливости, но взрослому человеку тяжело уследить за правильностью выполнения упражнения каждого из детей.
Групповой
Дети делятся на несколько подгрупп, где каждый выполняет свою задачу, после завершения которой они меняются. Полезно для физического развития и выработки принятия ответственности за свои поступки.
В данной методе воспитатель практически не имеет возможности находить и исправлять ошибки ученика.
Классификация НОД в детском саду
Непосредственная образовательная деятельность в дошкольном учреждении имеет свою классификацию:
- Комбинированная. Одновременное сочетание различных видов деятельности: музыкальной, ИЗО, математической, игровой.
- Интегрированная. Занятие имеет одну тему, раскрытие которой может быть достигнуто различными методами. Тема может развиваться несколько занятий и затрагивать другие смежные аспекты. Занятие необходимо не только для изучения нового материала, но и для более глубоко осмысления уже имеющихся знаний.
- Комплексная. Используется уже знакомый для детей показательный материал. Закрепляется он не чаще, чем раз в квартал на музыкальном, изобразительном либо другом уроке, связанном с направлением в искусстве (чтение сказок, пение песен, театральные представления).
- Нетрадиционные. Проведение уроков бывает посредством посиделок, конкурсов, сочинения сказок, пресс-конференций, вымышленных путешествий, конкурсов и т. п. Более подробная вариативная информация представлена в таблице ниже.
Сравнительный анализ типов занятий в ДОУ по ФГОС
1 Комплексная непосредственно образовательная деятельность Применение традиционных видов деятельности и искусства 2 Интегрированная непосредственно образовательная деятельность Открытое занятие, задачей которого является раскрытие одной жизненно важной темы. 3 Основная тематика — образовательная деятельность Доминантная задача — развитие морально-этических знаний 4 Коллективная образовательная деятельность Написание письма другу, сочинение сказки по одному предложению и другое 5 Экскурсия Посещение близлежащих учреждений района, школ, других комнат детского сада, библиотек для расширения кругозора, выработки самостоятельности и отсутствия чувства страха и неизвестности, развитие чувства взрослости 6 Непосредственно образовательная деятельность — труд Помощь в уборке участка, посадке зеленых насаждений для приобщения к труду, природоведческие знания 7 Творчество Словесное творчество детей 8 Посиделки Изучение фольклора 9 Сказка Речевое развитие детей 10 Пресс-конференция Дети входят в роль журналистов и задают вопросы своим любимым героям (из сказок, фильмов, представителям любимых профессий) 11 Путешествие Организация экскурсии, где гидом является сам дошкольник 12 Эксперимент Дети изучают физические свойства различных материалов (кинетического песка, пластилина, картона, бумаги, снега) 13 Конкурс Воспитатели организовывают для детей тематические конкурсы по аналогии с игрой «Самый умный?», «Брейн-ринг» и пр. 14 Рисунки-сочинения Ребята создают рисунки, а затем должны интерпретировать их и придумать сюжет 15 Беседа Затрагивание этических тем, разговоры со взрослыми о поведении ребенка Заключение
В ДОУ отходят от понятия «занятие», уклон делается на интересы воспитуемого, его активность и взаимодействие с окружающими, формирование не только бытовых навыков, но и взглядов на жизнь.
https://solncesvet.ru/blog/baza-znanij/klassifikacziya-metodov-obucheniya/
https://www.prostudenta.ru/article-1391.html