Методика проведения физкультурных занятий на прогулке
методическая разработка по физкультуре на тему
Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эстафет, спортивных упражнений, различных видов бега, упражнений в основных движениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_fizkulturnyh_zanyatiy_na_progulke.odt | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения физкультурных занятий на прогулке
Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эстафет, спортивных упражнений, различных видов бега, упражнений в основных движениях. Во время физкультурных занятий на прогулке происходит постоянное чередование видов деятельности: более интенсивные упражнения чередуются с менее интенсивными, что позволяет поддерживать высокую работоспособность детей на протяжении всего занятия, например, медленный бег сменяется игрой, игра – упражнением в основном движении и т.д.
Одна из особенностей занятий на прогулке заключается в том, что общеразвивающие упражнения проводятся не подряд, а в различных частях занятия: в вводно-подготовительной во время ходьбы дети выполняют различные движения рук, медленный бег чередуется с прыжками; в основной части даются упражнения для развития ног и туловища. Такое выполнение общеразвивающих упражнений экономит время, делает занятие более динамичным.
Другой особенностью занятий на прогулке является обучение детей спортивным играм и упражнениям: прыжкам через скакалку, ходьбе на лыжах. В старшей группе дети обучаются элементам баскетбола, футбола, учатся играть в бадминтон. Кроме того, во время занятий на прогулках, дети закрепляют основные движения, которые они разучивали на предшествующих физкультурных занятиях.
Физкультурное занятие на прогулке состоит из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной, заключительной.
Вводно – подготовительная часть призвана способствовать организации детей, созданию у них настроенности к предстоящей физической нагрузке.
Начинается вводно – подготовительная часть с построения и ходьбы. Во время ходьбы дети выполняют простейшие движения рук. Во время ходьбы воспитатель следит за четким шагом, правильным движением рук, соблюдением дистанции. Ходьба без остановки переходит в медленный бег, который продолжается от 1 до 3 минут, в зависимости от возраста детей. На втором – третьем круге дети выполняют упражнения (3-4): бегут боком приставным шагом, высоко поднимая колени, прыгают на одной и двух ногах, бегут спиной вперед и др. Медленный бег заканчивается ходьбой. Подготовительная часть занимает от 3 до 5 минут. В холодный период года построение в начале занятия не проводится: по выходе из помещения дети идут к спортивной площадке, выполняя движения для рук.
Основная часть занятия продолжается от 14 до 26 минут. В этой части решаются задачи повышения функциональных возможностей организма детей, развития силы, быстроты, общей выносливости. Кроме того, осуществляется закрепление основных движений и вырабатывается умение использовать их в игровой деятельности.
В средней группе основная часть начинается с подвижной бессюжетной игры, затем следует короткая (в пределах 1 минуты пробежка в среднем темпе. После этого дети осваивают спортивные упражнения или выполняют одно из основных движений. Заканчивается эта часть сюжетной подвижной игрой.
В старшей группе основная часть начинается с освоения спортивного упражнения и ли элементов спортивных игр. Затем – короткая пробежка в среднем темпе (от 1 до 1,5 минуты). По окончании ее дети упражняются в основном движении. После этого дается пробежка в среднем темпе, затем проводится подвижная игра.
В подготовительной группе основная часть протекает так же, как и в старшей, но воспитатель чаще использует групповой метод, которое позволяет сочетать обучение детей педагогом и самостоятельное совершенствование детьми приобретенных навыков.
В старшей и подготовительной группах бег может усложняться – детям предлагается маршрут с преодолением препятствий.
При выполнении основных движений, спортивных упражнений или элементов спортивных игр нельзя допускать спешки – нужно требовать четкости и законченности движений.
Основная часть занятия заканчивается подвижной игрой. В целях повышения двигательной активности детей, проигравшие выходят из игры не более чем на одно повторение. В игре не должно быть длительных остановок, перерывы между повторениями 15-20 сек.
В заключительной части проводится медленный бег, переходящий в ходьбу. Продолжительность его регулируется воспитателем в зависимости от активности детей в предшествующей подвижной игре, погодных условий и подготовленности детей: после игры большой подвижности продолжительность медленного бега должна быть сокращена вдвое или он не проводится совсем, а дети спокойно ходят по площадке. После игры средней подвижности, особенно в холодный период года, медленный бег дается в том же объеме, что и в начале занятия.
На протяжении всего занятия дети много бегают. По скорости у дошкольников условно можно выделить три вида бега: медленный, в среднем темпе и быстрый.
Медленный бег является важным средством воспитания у детей выносливости. Чтобы научить детей медленному бегу, нужно постепенно ускорять ходьбу.
Бег в среднем темпе предъявляет более высокие требования к деятельности важнейших систем организма. Как показали исследования, дети средней группы способны пробежать в среднем темпе без остановки от 500 до 600 метров, а подготовительной – от 7—до 900 метров.
Быстрый бег является составной частью игр, игр-эстафет, у дошкольников он проводится на дистанции от 10 до 30 метров.
Во время занятий на воздухе необходимо уделять внимание носовому дыханию. В то же время не стоит бояться, если в холодный период года во время бега, игры дети дышат ртом.
Одежда и обувь детей во время занятий на воздухе должна обеспечивать свободу движений, надежно предохранять от охлаждения и вместе с тем от перегревания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей «Методика проведения физкультурных занятий на прогулке»
Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эс.
Методика проведения физкультурных занятий на прогулке.
Консультация для воспитателей.
Методика проведения физкультурных занятий на прогулке — консультация для воспитателей
Данная консультация в помощь воспитателям по организации и проведении физкультурного занятия на прогулке.
Консультации для воспитателей «Методика проведения физкультурных занятий на прогулке»
Консультации для воспитателей «Методика проведения физкультурных занятий на прогулке".
Консультация для педагогов «Методика проведения физкультурных занятий на прогулке»
quot;Методика проведения физкультурных занятий на прогулке".
Методика проведения физкультурного занятия на прогулке
Краткие рекомендации воспитателям по проведению физической культуры на прогулке в дошкольном учреждении.
Методика проведения физкультурных занятий на прогулке
Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия п.
Методика проведения спортивных упражнений
ЛФК — медицинский метод с использованием средств физической культуры. Это комплекс физических упражнений, специально подобранных врачом для профилактики и реабилитации с учетом характера, особенностей, стадии и степени патологии. Воздействие ЛФК улучшает зрительную, двигательную, слуховую, вестибулярную и тактильную деятельность.
ЛФК давно признана одним из наиболее эффективных методов воздействия на организм человека. Заниматься ЛФК полезна по многим причинам: от укрепления болевых и деформированных тканей до психологического комфорта и снижения стресса.
Записаться на прием
Патогенез
Основу ЛФК составляют движения, направленные на коррекцию нарушений, восстановление мышечной и скелетной функции, а также на поддержание хорошего самочувствия, как главный стимулятор роста, развития и функционирования определенного органа или организма в целом. Высокая результативность методики позволяет назначать для лечения большого количества заболеваний, применение индивидуальных программ зависит от возраста, за счет постоянного наблюдения врача возможно изменение схемы ЛФК. Курс лечебной физкультуры назначается лечащим врачом, а методика упражнений в виде лечебной и гигиенической гимнастики, ходьбы, спортивных развлечений или подвижных игр -специалистом ЛФК. Инструктор ЛФК индивидуально подбирает упражнения исходя из физических возможностей и возраста пациента, заболевания. Благодаря персональному подходу обеспечивается максимальная эффективность ЛФК. Физические занятия с нагрузкой в соответствии с функциональными возможностями пациента благодаря многократному повторению в органах и системах восстанавливается здоровье, повышается работоспособность. Выполнение физических упражнений повышают функциональную деятельность благодаря активизации желез внутренней секреции и других активных веществ.
Основные формы ЛФК
- Утренняя гимнастика -после сна для укрепления работы сердца и сосудов, улучшения дыхания, оказания тонизирующего эффекта. Длительность нетрудных физических упражнений составляет от 10 до 20 минут;
- Лечебная гимнастика — укрепляет функции, стимулирует жизненные процессы человека в зависимости от характера и стадии заболевания. Имеется возможность использования спортивных снарядов и вспомогательных устройств для получения высокого результата;
- Дозированные восхождения (терренкур);
- Экскурсии;
- Прогулки;
- Ближний туризм.
Реабилитологами подбираются упражнения, воздействующие на разные группы мышц с учетом перенесенного заболевания, физического состояния, степени нагрузки пациента. Длительность выполнения комплекса расслабляющих упражнений для мышц от 10 до 30 минут. Все упражнения выполняются в свободном темпе, постепенно вовлекая более крупные мышцы. Каждое занятие состоит из трёх этапов:
- Вводный этап составляет 10-20% времени от всего занятия. Простые упражнения для ног направлены на подготовку организма и оказание тонизирующего воздействия;
- Основной этап занимает 60-80% всего времени занятия, чтобы восстановить функции, улучшить питание. Выполнение специальных упражнений направлено на уменьшение симптомов заболевания;
- Заключительный этап длится в течение 10-20% от всего времени. Главные задачи легкой ходьбы, дыхательных упражнений, а также упражнений на внимание и расслабление -снизить нагрузку, восстановить дыхательную функцию и работоспособность сердечно-сосудистой системы.
Средства ЛФК
Основными средствами ЛФК являются использование двигательного режима и таких факторов климата, как солнце, вода, воздух, а также занятия на тренажерах, упражнения: гимнастические, спортивно-прикладные, идеомоторные, выполняемые мысленно, благодаря посылке импульсов к сокращению мышц. Помимо этого, в качестве дополнения врачами применяются трудотерапия, механотерапия и кинезиотерапия — восстановительная физическая, врачебная терапия.
Методики ЛФК
Наименование методики ЛФК зависит от заболевания. Разрабатывая методику ЛФК, специалисты придерживаются индивидуального подхода, систематичности, постепенного увеличения нагрузки, регулярности, цикличности, новизны и разнообразия.
- Индивидуальные занятия — применяются сразу после операции у больных с ограничением двигательной способности;
- Групповые занятия – проводятся в соответствии с заболеванием и функциональными возможностями пациентов;
- Консультативные – выполняются в целях обучения комплексу специальных упражнений, для выполнения в домашних условиях и закрепления достигнутых результатов.
Лечебную гимнастику как общеукрепляющую, так и специальную проводят в учреждениях здравоохранения: в стационарах, санаториях, поликлиниках. Индивидуальные занятия пациентов длятся 10-15 минут, а групповые — 30-45 минут. Составляя план занятий реабилитологи постепенно нагрузки, чередуя мышечные группы.
Задачи ЛФК
ЛФК выполняет основную задачу восстановления состояния организма в соответствии с причиной и механизмом появления травмы или заболевания. Например, в случае острого периода пневмонии развивается дыхательная недостаточность, поэтому главная задача лечения — компенсация дыхания. Из-за бронхиальной астмы меняется внешнее дыхание, поэтому необходимо улучшить проходимость бронхов, снять спазм. комплексная терапия преследует выполнение следующих задач:
- Восстановление и закрепление нарушенных или утраченных двигательных навыков подвижности суставов и позвоночника;
- Укрепить и развить мышцы;
- Нормализовать вегетативные нарушения, обмен веществ, психоэмоциональное состояние;
- Адаптировать пациента к различным нагрузкам, повысить сопротивляемость и устойчивость организма к внешней среде;
- Предупредить появление осложнений;
- Улучшить качество жизни;
- Восстановить нарушенную нормальную структуру.
Средства ЛФК специально подбираются, учитывая трофические изменения эмоциональной сферы. Они характерны для многих заболеваний.
Принцип работы ЛФК
Лечебная физкультура является многофункциональной терапией в целях комплексной профилактики осложнений, для закрепления результатов терапии, замедления патологии и укрепления организма. Благодаря применению физиотерапии, массажа вместе с ЛФК улучшается кровоток, увеличивается мышечная сила и повышается подвижность суставов. Дыхательные упражнения эффективно устраняют спазмы мышц. Благодаря комплексу упражнений лечебной физкультуры увеличивается подвижность суставов, уменьшаются мышечные растяжения, улучшаются обмен веществ. ЛФК позволяет укрепить здоровье, сбросить вес, предотвратить осложнения, ускорить выздоровление, повысить эффективность комплексной терапии.
Правила ЛФК
Основные правила ЛФК следующие:
- Регулярное и длительное воздействие в целях укрепления двигательного навыка;
- Постепенное повышение физической нагрузки во избежание перенапряжения;
- Всестороннее воздействие на разные группы мышц;
- Доступный комплекс упражнений с учетом индивидуальных особенностей пациента.
Занятия ЛФК, проводимые пациентами самостоятельно необходимо правильно выполнять несколько раз в день. Чтобы усилить действие упражнений специалисты ЛФК используют компьютеризированные и механические тренажёры. Уменьшить нагрузку на опорно-двигательный аппарат можно с помощью вертикализаторов, аппаратов Экзарта, подвесных систем.
Разновидности ЛФК
В лечебно-профилактических целях, чтобы восстановить здоровье и трудоспособность, предупредить осложнения и последствия заболеваний в области травматологии, ортопедии, кардиологии, ревматологии, неврологии, хирургических вмешательств, а также вынужденного длительного постельного режима занятия ЛФК проводятся как индивидуально, так и в группе.
- Самостоятельные занятия — комплекс специально разработанных упражнений для выполнения 3-5 раз в день, чтобы повысить эффективность ЛФК и предотвратить заболевания нервной системы и опорно-двигательного аппарата;
- Лечебная дозированная ходьба с учетом возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовки применяется в профилактических и реабилитационных целях после сердечно-сосудистых заболеваний. для повышения тонуса организма;
- Дозированное восхождение (терренкур) — специально разработанные маршруты по пересеченной или горной местности, длительность и количество остановок зависит от рельефа местности, темпа подъема, величина физической нагрузки;
- Спортивные упражнения и игры (теннис, бейсбол, бадминтон, крокет, кегельбан) — для реабилитации проводятся в санаториях под контролем инструктора ЛФК, обучающего технике выполнения. Благодаря гребле и ходьбе на лыжах восстанавливаются двигательные возможности, повышается работоспособность, улучшается самочувствие.
Виды упражнений
В настоящее время ЛФК совмещают с медикаментозным лечением, физиотерапией, массажем, после хирургического вмешательства. Упражнения лечебной физкультуры связаны со спортивной медициной благодаря быстрому и эффективному восстановлению после травм.
Существуют физические упражнения для общего оздоровления и укрепления организма, а также специальные тренировки, направленные на проблемную область для устранения нарушений функционирования определённых органов (дыхательная, суставная гимнастика).
- Активные – благодаря самостоятельному выполнению пациента;
- Пассивные — с применением тренажеров.
В зависимости от периода заболевания, уровня нагрузки упражнения подразделяются на:
- Лечебные используются для воздействия на пораженный орган, чтобы предупредить осложнения;
- Тонизирующие для восстановления после тяжелых хронических заболеваний или длительного нахождения без движений;
- Тренирующие назначаются, чтобы восстановить функциональность и повысить работоспособность организма.
Упражнения ЛФК бывают:
- Статическими, направленными на напряжение мышц в процессе удержания тела в конкретном положении для развития выносливости, укрепления мышечного корсета; Динамические связанные с движением;
- Расслабляющие упражнения для снятия мышечного напряжения;
- Упражнения, направленные на мышцы отдельных частей тела: живота, шеи, спины, рук, ног;
- Дыхательные упражнения для предупреждения застоя в легких и нормализации дыхания;
- Корригирующие упражнения, чтобы укрепить позвоночник и исправить осанку.
Основные показания
Назначение лечебной физкультуры проводит лечащий врач для устранения патологий нервной, пищеварительной, репрадуктивной систем, а также после операций на грудной клетки, во время беременности, лечения и реабилитации после перенесенных сердечно-сосудистых заболеваний, дегенеративных патологий опорно-двигательного аппарата в виде артрозов, артритов, плоскостопия, остеоартрозов, сколиозов, воспалительных и хронических болезней бронхов и легких, восстановления после таких травм, как: переломы, вывихи, разрывы связок и сухожилий, повреждений мягких тканей, эндокринных нарушений в виде сахарного диабета, ожирения, неврологических патологий – радикулит, остеохондроз, парез, грыжа и т.д.
Противопоказания к ЛФК
- Острые стадии заболеваний;
- Некоторые травмы;
- Обострения хронических заболеваний;
- Показания к проведению хирургических операций.
Физические упражнения являются стимулятором функционирования организма, помогающий сохранить здоровье. Существуют заболевания, для которых лечебная физкультура – единственно доступный вид физической активности, одобренный врачами.
Вопрос о том, нужно ли заниматься дома или под контролем специалиста, решает каждый сам. Но если у вас возникновения трудности или вам нужна дополнительная поддержка, обязательно свяжемся с нашим отдела. Мы готовы ответить на любые ваши вопросы, помочь в выборе упражнений и дать рекомендации.
На сайте представлена политикой обработки личных данных, чтобы вы знали, как мы управляем предоставленной информацией. Мы также имеем лицензию на проведение медицинских процедур, и каждый специалист прошел соответствующую сертификацию.
ЛФК способствует не только физическому, но и психическому здоровью. Регулярные занятия улучшают настроение, усиливают силы и влияние положительно на социальной адаптации, особенно у детей и слабовидящих людей.
Так что если вы решили создать фундамент для своего здоровья, выберите ЛФК как один из самых эффективных методов. Наши специалисты помогут оценить ваше состояние, дадут ценные советы и рекомендации по упражнениям. С ЛФК ваше тело и дух будут в гармонии. Начните путь к достижения своих целей с нами.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2017/01/02/metodika-provedeniya-fizkulturnyh-zanyatiy-na-progulke
https://mriyamed.ru/articles/obshie-stati/lfk/