Подвижные игры для детей старшей группы в ДОУ
Для комплексного и гармоничного развития ребенка требуется с самого раннего детства заниматься укреплением его иммунитета посредством закаливания и спорта. Именно поэтому подвижные игры в старшей группе — отличная возможность улучшить физические возможности дошкольников, позволить им проявить себя.
Значение и задачи подвижных упражнений
В каждом ДОУ организуют подвижную деятельность (прыжки и лазание, ходьба и бег). Проводятся игры как на улице, так и в здании. Чаще всего они носят характер борьбы и соревнования.
Малыши в детсаду
Всевозможные спортивные упражнения имеют образовательное, оздоровительное и воспитательное значения.
- Образовательное. Подвижная деятельность способствует закреплению уже имеющихся навыков отдельных видов спорта (гимнастика, плавание, легкая атлетика, борьба) и их улучшению. Дети развивают силу, выносливость, ловкость и быстроту.
- Оздоровительное. Для слаженной работы всех систем и органов важны положительные эмоции. Обязательным условием упражнений является проявление фантазии и творчества. Радость и удовольствие от процесса достижения цели увеличивают мозговые импульсы, повышают тонус всего организма. Также тренируется нервная система, которая позволяет ребенку учиться контролировать процессы торможения и возбуждения.
- Воспитательное. Четко регулируемые правила игры обучают выдержке, честности и дисциплине. Коллективные соревнования воспитывают в детях чувство ответственности не только за себя, но и за товарища.
К задачам подвижных игр относятся:
- изучение и совершенствование двигательных навыков, необходимых в жизни;
- развитие морально-волевых качеств, воспитание организаторских навыков;
- преобразование активной деятельности в привычку;
- укрепление здоровья ребенка с учетом индивидуальных физиологических особенностей.
Развитие творческих способностей дошкольников
Активно познавая мир, дошкольник не только узнает и преобразовывает действительность, но и развивает свой творческий потенциал.
Обратите внимание! Основными преимуществами являются подражание и имитация, причем не сверстникам, а взрослым.
Универсальное развитие творческих способностей, как правило, происходит за счет:
- речевого общения в процессе подвижной деятельности;
- чувства ритма (выполнения движений в такт музыки, ровно в счет и т. д.).
Методика и организация проведения занятий
Подвижные игры в старшей группе весьма разнообразны и зависят от места проведения занятия, времени года, периода обучения по материалам программы детского сада.
Вам будет интересно Комплекс оздоровительных упражнений для позвоночника: польза и техника выполнения
Выбирать их для индивидуального или группового занятия следует исходя из:
- возраста ребенка;
- цели, которая поставлена воспитателем;
- места проведения;
- интереса детей;
- времени года.
Организация проведения игры состоит из нескольких этапов:
- Возбуждение интереса к игре. Для достижения данной цели заранее проводятся сюжетные чтения подходящей литературы, изучение песен, знакомство с атрибутикой проводимого мероприятия.
- Организация игры и разъяснение правил. При знакомстве с упражнением порядок действий объясняется от начала и до конца. Если же происходит повтор, воспитатель просит детей напомнить правила.
- Контроль подвижной деятельности. Взрослый контролирует детское самочувствие на протяжении игры, предотвращает нарушение правил, подбадривает и хвалит участвующих.
- Подведение итогов. Обязательно нужно обсуждать с детьми результаты соревнований, выявлять ошибки, хвалить за достижения и в мягкой форме объяснять причину неудачи.
Важно! Не стоит настаивать на участии ребенка в игре, если он проявляет стойкое нежелание. От выполнения упражнений малыш должен получать удовольствие, а не делать все принудительно.
Бег в детском саду
Виды подвижных игр для старших групп детского сада
Выделяют пять основных видов подвижной деятельности для дошкольников:
- сюжетные игры. Каждый ребенок разыгрывает определенную роль и следует правилам, например, «Казаки-разбойники»;
- упражнения без сюжета. Это, например, броски мяча на максимально далекое расстояние, «Догонялки»;
- народные развлечения, такие как «Жмурки» или «Прятки»;
- эстафеты и соревнования;
- спортивные детские состязания — футбол, бег, лыжи.
Картотека
Примеры игр, которые можно проводить на улице.
Название | Описание |
«Классики» | Проводится летом. На асфальте мелом рисуется классическое поле, знакомое всем из детства. Воспитатель показывает, каким образом его необходимо преодолеть. Вариантов множество: на двух ногах, поочередно, с использованием камешка, только туда, туда и обратно и т. д. Есть еще «Классики» в форме квадрата (3×3), смысл игры аналогичный. |
«Жмурки» | Ведущему завязывают глаза, немного крутят и разбегаются в разные стороны. Его задача — найти остальных игроков, которые подсказывают свое местоположение, хлопая в ладоши. Первый, до кого дотронется ведущий, занимает его место. |
«Выше ноги от земли» | Игра для прогулки в летние месяцы. Водящий должен ловить остальных игроков, следуя одному правилу — стоящего на возвышении трогать нельзя. Запрещается долго находится в «безопасной» зоне, поэтому, как только водящий отходит, ее нужно покинуть и искать новое возвышение. |
«Горячая картошка» | Дети встают в круг и кидают друг другу мяч, ловя и сразу же перекидывая его следующему. Кто не поймал мяч, садится в круг. Чтобы вернуться на свое положение, участник должен поймать мяч или хотя бы до него дотронуться, совершив прыжок. |
«Съедобное — несъедобное» | Воспитатель кидает мяч и называет любые слова. Если названный предмет съедобный, ребенок должен поймать его, если несъедобный — отбить. Таким образом тренируется скорость реакции и мышления. |
Вам будет интересно Что такое шейпинг и как он работает: упражнения для домашней тренировки новичкам результаты с фото
Дети играют в «Горячую картошку»
Примеры игр, которые проводятся в помещении детского сада.
Название | Описание |
«Строители» | Дети делятся на две команды и расходятся в разные стороны зала. Когда играет музыка, малыши ходят или бегают по кругу. Как только она прекращается, ведущий говорит: «Строим колонну (шеренгу или круг)». Задача детей — построить названную фигуру быстрее команды противников. Например, если нужно составить круг, то можно быстро взяться за руки. |
«Статуя» | Игроки стоят в круге и бросают друг другу мяч. Если кто-то не поймал, то встает на одну ногу, не поймал второй раз, то на одно колено, в третий раз — на два колена. Если в одном из этих положений ребенок схватил мяч, то ему прощаются промахи, и он поднимается снова на две ноги. |
«Передай и встань» | Подойдет для традиционных соревнований между группами осенью. Дети делятся на две колонны. По свистку ребята поднимают руки вверх, и первый участник передает мяч над головой последующим. Как только он дошел до конца, последний игрок бежит вперед и становится первым. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не станет снова впереди. |
«Пингвины» | Сюжетная игра для проведения эстафет зимой. Ребенок зажимает между ног маленький шарик и прыгает на двух ногах до черты (на расстоянии 10-15 м) и обратно. Передает шарик следующему и так по очереди. Выигрывает та команда, в которой все игроки пройдут «путь пингвина» быстрее. |
«Рыбак и рыбки» | Для игры потребуется одна скакалка. Ведущий-рыбак (обязательно воспитатель) аккуратно водит круг скакалкой по полу. Дети-рыбки должны перепрыгнуть ее, когда она будет подходить к ним. Если скакалка задела ноги ребенка, то рыбка «поймана». Выигрывает самый ловкий. Занятие хорошо вписывается в тематику подводного мира и рыбалки, чаще всего изучаемых весной. |
Этапы организации занятий
Подготовка к игре должна включать ознакомление детей с темой, основными правилами и результатом деятельности.
Обратите внимание! Важно заранее подготовить дополнительные материалы, которые могут потребоваться в процессе проведения (мячи, шарики, палки, ленты для завязывания глаз и проч.).
Вам будет интересно Как убрать бока: 20 правил 20 упражнений (ФОТО)
Настраивать детей на игру можно, рассказывая им сказочные истории, предлагая отгадать загадки или посмотреть картинки/небольшой видеоролик, на которых показан процесс игры.
По ФГОС длительность подвижных игр в старшей группе не должна превышать 20 мин. Составлять план следует заранее (на три месяца вперед). Пример плана подвижной деятельности детей на три зимних месяца:
- 15 декабря — игра «Снежки». Задача — развитие глазомера, меткости и силы. Занятие проводится на прогулке. На листе фанеры чертится круг, в который с определенного расстояния дети должны попасть снежком, предварительно слепив его.
- 15 января — игра «Мяч водящему». Проводятся две линии. На одной встают в колонну игроки, на другой, напротив, водящий, который кидает мяч первому участнику. Тот его ловит, кидает обратно и встает в конец группы. Игра продолжается, пока последний игрок не кинет мяч водящему.
- 15 февраля — игра «Один, два, три…». Дети энергично ходят по залу в хаотичном порядке. Когда воспитатель называет одну из цифр (1, 2, 3) малыши должны как можно быстрее встать поодиночке, по парам или по тройкам соответственно.
Обратите внимание! Контроль проведения подвижных игр происходит путем анализа активной деятельности дошкольников, фиксируемой в специальных бланках и отчетных листах.
Подвижное занятие в зале
Анализ проведения уроков и примеры конспекта
Анализ подвижной игры должен включать в себя:
- общие сведения о группе (количество игроков и их возраст, состояние здоровья и уровень физической подготовки);
- условия, в которых проводилась игра;
- подготовленность воспитателя (имеется ли у него план проведения);
- как подготовлено место проведения и инвентарь (заранее или в процессе);
- соответствует ли внешний вид детей и воспитателя спортивному занятию;
- как была организована подвижная игра (соответствовала ли таймингу, следовала ли плану);
- как реализовывались образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи;
- оценивается уровень мастерства ведущего (чаще всего воспитателя);
- общая оценка подвижной игры и предложения по совершенствованию.
В карточке конспекта отражаются:
- название игры, состав группы, ФИО воспитателя, наименование ДОУ;
- реализуемые цели;
- требуемый инвентарь.
Обратите внимание! Подвижные игры важны в любом возрасте, но особую роль им отведено для воспитанников детсада старшей группы.
Помимо физического развития, в процессе занятий улучшаются интеллектуальные и умственные способности. К тому же проводить их можно не только в детском саду, но и дома, и во время повседневной прогулки.
«Физкультурно — оздоровительная работа в ДОУ в условиях реализации ФГОС»
учебно-методический материал на тему
Одной из главных задач ДОУ (ФГОС ДО пункт 1.6.) является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек»
«Физкультурно — оздоровительная работа в ДОУ в условиях реализации ФГОС»
Цель : расширение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
1.Проанализировать эффективность используемых форм и методов организации физкультурной и оздоровительной работы в ДОУ.
2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
1 слайд: «Физкультурно — оздоровительная работа в ДОУ в условиях реализации ФГОС»
2 слайд : «Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех» Владимир Путин
3 слайд : Одной из главных задач ДОУ (ФГОС ДО пункт 1.6.) , в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия . Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.
В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.
4 слайд : СанПиН 2.4.1.3049-13
Раздел ХII. Требования к организации физического воспитания.
12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных навыков и двигательных качеств.
12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
5 слайд : Рекомендуется использовать формы двигательной активности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.
6 слайд. 12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
-учет индивидуальных особенностей.
7 слайд. Программа «От рождения до школы». ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Вместо двух образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», которые предусматривали ФГТ, в содержании Стандарта представлена образовательная область «Физическое развитие». Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно: психическое и физическое, добавляется новое понятие «Эмоциональное благополучие», акцентируется внимание на формировании общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни.
Во ФГОС задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в нескольких направлениях :
- приобретение опыта двигательной деятельности;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта (новый подраздел), овладение подвижными играми с правилами.
8 слайд. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Следует осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования.
9 слайд: Рассмотрим более подробно.
ООД «Физическая культура»
Физическая культура – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса – физкультурные занятия для систематического обучения детей физическим упражнениям. Но основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является – игра, поэтому мы используем:
в младшем дошкольном возрасте — совместную деятельность взрослого и детей преимущественно игрового и интегративного характера,
в среднем – добавляем совместную деятельность взрослого и детей тематического характера.
До 5 лет все задачи образовательной области «Физическая культура» решаются в партнерской и самостоятельной деятельности детей через адекватные возрасту формы работы, такие как игра (подвижная, дидактическая, сюжетно-ролевая и др.), игровая беседа с элементами движений, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.
В старшем дошкольном возрасте решаются задачи образовательной области «Физическое развитие» через совместную деятельность взрослого и детей преимущественно тематического, тренировочно-игрового и интегративного характера, контрольно-диагностическую и проектную деятельность. Проведение традиционных физкультурных занятий допустимо только со старшими дошкольниками с целью обеспечения преемственности между детским садом и школой.
На занятиях нужно поддерживать интерес детей к физическим упражнениям , индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку.
10 слайд: Самостоятельная двигательная деятельность
В соответствии с ФГОС ДО в приоритете активность самого ребенка. Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования.
11 слайд. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в режиме дня.
Можно добавить и самомассаж, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, для профилактики плоскостопия и др.
12 слайд: Утренняя гимнастика
Ежедневно следует проводить с детьми утреннюю гимнастику. Это обязательная часть ежедневного режима ребенка. Значение утренней гимнастики многообразно: она повышает жизнерадостность организма, растормаживает нервную систему, вызывает положительные эмоции.
13 слайд: Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. В целях закаливания приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде, гигиеническим процедурам и др.
14 слайд: Физкультминутки:
В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминутку. Физкультминутки – кратковременные физические упражнения длительностью 1-3 минуты.
Музыкотерапия: Использование музыкального сопровождения по изобразительной деятельности
15. 16 слайд: Прогулка
Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня. (3 – 4 часа в день) Особое внимание уделяется двигательной активности детей на свежем воздухе в различных формах:
-физкультурные занятия (1 раз в неделю для детей 5-7 лет),
Дети получают большую возможность проявить активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
17,18 слайд: Гимнастика после сна:
Проводим гимнастику после дневного сна – «гимнастику пробуждения», цель которой – поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, ходьба по массажным дорожкам), а также и другие оздоровительные процедуры: дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия. На каждой возрастной группе должны быть картотеки, которые способствуют вариативной творческой работе педагогов.
19.слайд. Подвижные и спортивные игры;
Игры малой и средней активности служат дополнением к двигательной нагрузке оздоровительного комплекса, вносят разнообразие и доставляют детям радость и удовольствие.
20 слайд: Индивидуальная работа по развитию движений.
При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности.
Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей. Поэтому на утренних гимнастиках и физкультурных занятиях учитывается и осуществляется индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья; а также к детям, вновь поступившим или физически несколько ослабленным после болезни. С детьми, отстающими в физическом развитии, проводится индивидуальная коррекционная работа: выполняются упражнения для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров, некоторые основные виды движений с учетом их возможностей и состоянием здоровья, но не снижая требований к качеству выполнения движений .
21 слайд: Активный отдых
Физкультурный досуг; физкультурный праздник; игры-соревнования; день Здоровья. Физкультурный праздник или досуг является радостным событием в жизни детей. Он позволяет продемонстрировать здоровый образ жизни, который ведут дети, их достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в условиях введения ФГОС в ДО.
В работе представлен план физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях введения ФГОС ДО согласно комплексно-тематическому планированию в подготовительной группе.
Здоровьесберегающие компоненты организации физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Статья во Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ».
Самообразование. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»
Самообразование инструктора по физической культуре.
Самообразование. Сентябрь «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»
Сентябрь «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС».
Выступление инструктора по физкультуре на Городском Методическом Объединении «Физкультурно — оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»
Консультация «Физкультурно — оздоровительная работа» ФГОС».
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС».
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Халитовой Миляуши Мухамедхановны на тему:«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС
Цель:Усовершенствование комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у родителей и воспитанников здоровья .
Подвижные игры в старшей группе на улице и в помещении детского сада: картотека
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/01/10/fizkulturno-ozdorovitelnaya-rabota-v-dou-v-usloviyah